Дети блокадного ленинграда кратко

Воспоминания детей блокады: «Дом не разбомбили только потому, что за нас молились…»

Дети блокадного ленинграда кратко

18 января 1943 года – эту дату в истории Великой Отечественной войны дети блокадного Ленинграда помнят наизусть. За страшные дни войны осажденный город потерял почти полтора миллиона жителей. И хотя полностью блокада была снята лишь через год, 27 января 1944 года, в тот день Ленинград снова соединили с Большой землей, а сотни тысяч людей получили надежду на выживание. 

Жительница Уфы Тамара Романовна Карпова пережила самые страшные дни блокады – она помнит бомбежки, голод, случаи людоедства, первую холодную зиму в городе без пищи и электричества. В честь юбилейной даты со дня завершения операции по прорыву блокады она поделилась своими воспоминаниями с редакцией «МИР 24»: 

«Моя девичья фамилия Безрукова, я родилась в Башкирии, городе Уфа 16 февраля 1938 года. Мы жили тяжело, хотя мой отец, Роман Александрович Безруков, был хорошим специалистом, маляром-штукатуром. Мама, Зоя Емельяновна Безрукова, а в девичестве Скаредова, была грамотной – на то время окончила семь классов образования.

Сестры-блокадницы Тамара и Люба, фото 1951 года. 

Перед войной родители взяли нас, троих детей, и поехали в Ленинград работать. Конечно, мы и представить себе не могли, что начнется вскоре. Папа устроился по специальности, и мы поселились в Гвардейском районе Ленинграда на Охтинском проспекте. Все было хорошо, пока не началась война. 

Когда мужчины – мой папа и муж крестной михаил Иванов, а для нас дядя Миша, ушли на фронт, мы остались живы только благодаря нашей крестной, маминой сестре Клавдии Ивановне Емельяновой. Мама вспоминала потом: «Если бы не Клавдия, я бы закрыла глаза и уши и убежала, только чтобы вас не слышать из-за того, что вы все время плакали от голода». 

Мы со старшим братом Юрой были терпеливые, а Люба, младшая сестра, постоянно кричала: «Дай-дай-дай-дай!». Я до сих пор помню, как ползала по грязному полу и собирала грязь, думая, что это хлеб…

Именно крестная ходила за хлебом каждый день. Однажды у нее вытащили карточки на всех пятерых – вот это был ужас. Но обычно она делила весь наш паек на три раза: утро, обед и вечер.

И вот вскипятит воду в кастрюльке, лаврушку туда положит, накрошит хлеб и даст нам похлебать три раза в день.

По воспоминаниям мамы, в первую блокадную зиму мы ходили на поле, собирали там какие-то листья, крестная все это тоже рубила и добавляла в похлебку. Благодаря Клавдии Емельяновне мы и выжили. 

Голод приводил многих людей к безумию. После одного из случаев, когда у соседей умер мужчина, его вынесли в общий коридор, и потом он пропал, мама перестала оставлять нас одних. Оказалось, что эти самые соседи начали его есть. Началось людоедство, и одна женщина даже рассказала маме, что нас, детей, тоже хотели украсть и съесть. 

Помню, как над городом висели большие серые аэростаты, хорошо помню развалины, железные ежи и прожекторы. Однажды мама рассказывала, как в Ленинграде встретила двоих немцев, они шли за нами и разговаривали по-немецки. Ей пришлось подхватить нас и как можно скорее убежать, чтобы не быть убитыми.

Рядом с нашим домом стояла дальнобойная пушка, которая сбивала самолеты, поэтому всегда было шумно. Как только самолет приближался, мы прятались в угол, чтобы нас не достало осколками. Стекла выбило после первой бомбежки, вместо них была фанера. 

Отец Роман Александрович Безруков вернулся с фронта и после доноса соседки попал в тюрьму, где отбыл семилетний срок.

В 1942 году, 16 февраля, в мой день рождения, нас стали вывозить из Ленинграда. Ладожское озеро замерзло, мы взяли два матраца, сели с ними в холодные телячьи вагона. Один матрац положили на пол, на него положили троих детей и вторым матрацем накрыли. Так мы целый месяц ехали до Нальчика.

В Нальчике нам поместили в гостиницу. Оттуда я помню квадратные столы, белые-белые скатерти и блюдца с мамалыгой – кукурузной кашей. Нас откармливали ей по две-три ложки.

У меня в Ленинграде в первый год войны начались кровотечения из носа, рта, даже из ушей. После приезда в Нальчик мама всеми силами меня пыталась откармливать – помню, как она покупала лук, крупный, сладкий, мелко-мелко его резала и заправляла подсолнечным маслом. 

Наша спокойная жизнь длилась месяц – немцы стали подходить к Нальчику. По просьбе мамы нас эвакуировали на ее родину в Башкирию. 

Мама начала устраиваться на работу. Сначала устроилась на «Заготзерно» около Сафроновской пристани. Ей удавалось прятать немножко пшеницы, она приносила ее, парила, и мы целиком ели зерно. От него очень болели желудки, потому что мы все больные были, с язвами. Помню, как упаду на кровать, зажмусь от боли…

К тому времени отец пришел с фронта. В Уфе ему дали работу – отделку русского Драматического театра на улице Гоголя. Параллельно отец начал ремонтировать наш домишко.

И вдруг одна из соседок написала на отца донос, что он будто залез в чужую квартиру и украл там какие-то валенки.

В свидетельницы она взяла двух своих подсобниц, и отца ни за что посадили на семь лет! Понимаете, он приехал с войны, нам всем нужна была помощь, а мама опять осталась одна…

К семнадцати годам у меня было семь классов образования. Первым местом моей работы стала фабрика, где мы вышивали ришелье и гладью. В 1962 году фабрику перевели с улицы Зенцова-Коммунистической на Трамвайную. Я уже туда не поехала, было слишком далеко. Устроилась на 40-й завод, монтажником радиоэлектронной аппаратуры, там проработала с 1962 по 1993 годы.

В 22 года замуж вышла. В 1960 году родился сын Валерий, в 1971 году – дочь Инна. Муж мой из Смоленска. Его отец, Карпов Михаил Романович, во время войны был командиром партизанского отряда, у него было трое детей. Когда немцы пришли, сказали, что это дети командира партизанского отряда. Немцы собрались расстрелять детей, партизаны успели утром спасти их. 

Сейчас у меня двое внуков: Вероника окончила Московский политехнический институт, Антон – Уфимский авиационный институт. Есть одна правнучка Катерина…»

Полную версию воспоминаний Тамары Романовны Карповой, фотографии и архивные документы, а также воспоминания других детей блокады можно найти на сайте нашего проекта pomniblokadu.ru. 

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/articles/16287174/vospominaniya-detei-blokady-dom-ne-razbombili-tolko-potomu-chto-za-nas-molilis

Украденное детство. Истории детей блокадного Ленинграда

Дети блокадного ленинграда кратко

22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать Дорога жизни — ледовая трасса через Ладожское озеро. Благодаря ей множество детей смогли отправиться в эвакуацию. До этого некоторые из них прошли через сиротские дома: чьи-то родные погибли, а чьи-то — пропадали на работе целыми днями.

“В начале войны мы, наверное, и не осознавали, что и детство наше, и семья, и счастье когда-нибудь разрушатся.

Но почти что сразу это почувствовали”, — говорит Валентина Трофимовна Гершунина, которую в 1942 году, девятилетней, вывезли с детским домом в Сибирь.

Слушая рассказы выросших блокадников, понимаешь: сумев сохранить жизнь, они лишились детства. Слишком много “взрослых” дел пришлось делать этим ребятам, пока настоящие взрослые воевали — на фронте или у станков.

Несколько женщин, которых когда-то успели вывезти из блокадного Ленинграда, рассказали нам свои истории. Истории об украденном детстве, о потерях и о жизни — вопреки всему.  

Маленькая Ира потеряла в войну маму, брата и дар. “У меня был абсолютный слух. Я успела поучиться в музыкальной школе, — рассказывает Ирина Константиновна. — Меня хотели без экзаменов взять в школу при консерватории, сказали приходить в сентябре. А в июне началась война”.

Ирина Константиновна родилась в православной семье: папа был регентом в церкви, а мама пела в хоре. В конце 1930-х отец стал работать главным бухгалтером технологического института. Жили в двухэтажных деревянных домах на окраине города.

В семье было трое детей, Ира — младшая, ее называли кочерыжкой. Папа умер за год до начала войны. А перед смертью говорил жене: “Только береги сына”. Сын погиб первым — еще в марте. Деревянные дома сгорели при бомбежках, и семья отправилась к родственникам.

“У папы была изумительная библиотека, а мы могли только взять самые необходимые вещи. Собрали два больших чемодана, — рассказывает Ирина Константиновна. — Был холодный апрель. Как будто наверху чувствовали, что должен быть мороз. В слякоть мы бы вообще не вытянули.

А по дороге у нас украли карточки”.

5 апреля 1942 года была Пасха, и мама Ирины Константиновны пошла на базар — купить хотя бы дуранды, мякоти семечек, остававшейся после отжима масла. Вернулась она с температурой и больше уже не встала. 

Так сестры одиннадцати и четырнадцати лет остались вдвоем. Чтобы получить хоть какие-то карточки, им пришлось идти в центр города — иначе бы никто не поверил, что они еще живы. Пешком — транспорт давно не ходил. И медленно — потому что не было сил. Добирались три дня.

И у них снова украли карточки — все, кроме одной. Ее девочки отдали, чтобы хоть как-то похоронить маму. После похорон старшая сестра отправилась работать: четырнадцатилетние дети считались уже “взрослыми”. Ирина же пришла в детприемник, а оттуда — в детский дом.

“Мы так вот на улице и расстались, и не знали друг о друге ничего полтора года”, — рассказывает она. 

Дети, эвакуированные из Ленинграда, 1943 год © AP Photo

Ирина Константиновна помнит ощущение постоянного голода и слабости. Дети, обычные дети, которым хотелось прыгать, бегать и играть, едва могли двигаться — словно старушки.

“Как-то на прогулке увидела нарисованные “классики”,  — рассказывает она. — Захотелось прыгнуть. Встала, а мне не оторвать ноги-то! Стою, и все. И я смотрю на воспитательницу и не могу понять, что со мной. И слезы текут. Она мне: “Не плачь, лапонька, потом попрыгаешь”. Настолько мы были слабы”.

В Ярославской области, куда эвакуировали детей, колхозники были готовы отдать им все что угодно — так больно было смотреть на костлявых, изможденных ребят. Только вот дать особо было нечего.

“Мы увидели траву и начали ее есть, как коровы. Ели все что могли, — рассказывает Ирина Константиновна. — Кстати, никто не заболел ничем”.

Тогда же маленькая Ира узнала, что из-за бомбежек и стресса потеряла слух. Навсегда.

Взрослых не хватало, присматривать за детьми было сложно, и Ирину, как прилежную и умную девочку, сделали воспитательницей. Она вывозила ребят в поля — зарабатывать трудодни.

“Мы расстилали лен, должны были выполнять норму — 12 соток на одного человека. Лен-кудряш расстилать было проще, а вот после льна-долгунца все руки гноились, — вспоминает Ирина Константиновна. — Потому что ручонки были еще слабые, в царапинах”.

Так — в работе, голоде, но безопасности — она прожила три с лишним года.

Школьники блокадного города за сборкой пулеметов на заводе, 1942 год © ТАСС

В 14 лет Ирину отправили на восстановление Ленинграда. Но у нее не было документов, а при медосмотре врачи записали, что ей 11 — настолько неразвитой внешне выглядела девочка. Так уже в родном городе она чуть вновь не попала в детский дом. Но ей удалось найти сестру, которая к тому времени училась в техникуме.

Потом было восемь лет работы на кондитерской фабрике. В послевоенном городе это давало возможность иногда отъедаться бракованными, поломанными конфетами.

Ирина Константиновна сбежала оттуда, когда ее решили продвигать по партийной линии. “У меня был прекрасный руководитель, говорил: “Смотри, тебя готовят в начальники цеха”.

Я говорю: “Помогите мне смыться”. Я считала, что до партии я должна созреть”.

“Смылась” Ирина Константиновна в геологический институт, а затем много ездила в экспедиции на Чукотку и в Якутию. “По дороге” успела выйти замуж. За плечами у нее больше полувека счастливого брака. “Я очень довольна своей жизнью”, — говорит Ирина Константиновна. Только вот играть на рояле ей больше никогда не довелось. 

“22 июня я была в садике, — рассказывает Регина Романовна. — Мы пошли на прогулку, и я оказалась в первой паре. А это было очень почетно, мне флажок дали… Выходим гордые, вдруг бежит женщина, вся всклокоченная, и кричит: “Война, Гитлер на нас напал!” А я подумала, что это напал Змей Горыныч и у него огонь идет из пасти…”

Такая обезьянка (слева) была в детстве у Регины

© Петр Ковалев/ТАСС

Тогда пятилетняя Регина очень расстроилась, что так и не прошлась с флажком. Но очень скоро “Змей Горыныч” вмешался в ее жизнь гораздо сильнее. Папа ушел на фронт связистом, и вскоре его забрали на “черном воронке” — взяли сразу по возвращении с задания, не дав даже переодеться. Фамилия у него была немецкая — Гинденберг. Девочка осталась с мамой, а в блокадном городе начался голод.

Однажды Регина ждала маму, которая должна была забрать ее из детского сада. Воспитательница вывела двух задержавшихся детей на улицу и пошла запирать двери. К малышам подошла женщина и предложила конфетку.

“Мы хлеба не видим, тут — конфеты! Очень хотелось, но нас предупреждали, что к чужим нельзя подходить. Страх победил, и мы сбежали, — рассказывает Регина Романовна. — Потом вышла воспитательница. Мы хотели ей показать эту женщину, а ее уже след простыл”. Сейчас Регина Романовна понимает, что сумела сбежать от людоедки. В то время ленинградцы, обезумевшие от голода, воровали и ели детей.

Мама пыталась накормить дочь как могла. Однажды пригласила спекулянтку — обменять отрезы ткани на пару кусков хлеба. Женщина, оглядевшись, спросила, нет ли в доме детских игрушек. А Регине перед самой войной подарили плюшевую обезьянку, ее назвали Фока.

Уже став взрослой, Регина Романовна спросит у мамы: “Ну как ты могла у маленького ребенка отнять любимую игрушку?” Мама ответила: “Возможно, эта игрушка спасла тебе жизнь”.

Однажды, ведя дочку в садик, мама упала посреди улицы — у нее уже не было сил. Ее забрали в больницу. Так маленькая Регина попала в детский дом. “Было очень много народу, мы по двое лежали в кроватке.

Меня положили с девочкой, она была опухшая вся. Ножки у нее были все в язвах. И я говорю: “Как же я буду с тобой лежать, повернусь, ножки твои задену, тебе будет больно”.

А она мне: “Да нет, они все равно уже ничего не чувствуют”.

В детском доме девочка пробыла недолго — ее забрала тетя. А затем вместе с другими малышами из детского сада ее отправили в эвакуацию.

Ребятам повезло: в Тюменской области их встретили очень хорошо. Детям отдали бывший барский дом — крепкий, двухэтажный. Набили матрасы сеном, дали землю под огород и даже корову. Ребята пололи грядки, ловили рыбу и собирали крапиву на щи. После голодного Ленинграда эта жизнь казалась спокойной и сытой.

Но, как и все советские дети того времени, они работали не только на себя: девочки из старшей группы ухаживали за ранеными и стирали бинты в местной больнице, мальчики вместе с воспитателями ходили на лесозаготовки. Эта работа была тяжела даже для взрослых. А старшим детям в садике было всего по 12–13 лет.

В 1944 году власти сочли четырнадцатилетних ребят уже достаточно взрослыми для того, чтобы ехать восстанавливать освобожденный Ленинград. “Наша заведующая пошла в райцентр — часть пути пешком, часть на попутках.

Мороз был 50–60 градусов, — вспоминает Регина Романовна. — Три дня добиралась, чтобы сказать: дети ослабленные, они не смогут работать.

И она отстояла наших ребят — в Ленинград послали только семь-восемь самых крепких мальчишек”.

Мама Регины выжила. К тому времени она работала на стройке и переписывалась с дочкой. Оставалось дождаться победы. 

Из архива Регины Романовны

В Ленинград дети вернулись в сентябре 1945-го. В том же году наконец получили первое письмо от отца Регины Романовны. Оказалось, что он уже два года в лагере в Воркуте. Только в 1949-м мать и дочь получили разрешение его навестить, а еще через год его отпустили.

У Регины Романовны богатая родословная: в ее роду был генерал, воевавший в 1812-м, а бабушка в 1917-м в составе женского батальона защищала Зимний дворец. Но ничто не сыграло в ее жизни такой роли, как немецкая фамилия, доставшаяся от давно обрусевших предков.

Из-за нее она не только едва не потеряла отца. Позже девочку не взяли в комсомол, а уже взрослой Регина Романовна сама отказалась вступать в партию, хотя занимала приличный пост. Ее жизнь сложилась счастливо: два брака, двое детей, три внука и пять правнуков.

Но она по-прежнему помнит, как не хотелось расставаться с обезьянкой Фокой.  

Маленькую Таню мама звала последышем: девочка была младшим ребенком в большой семье: у нее были брат и шесть сестер. В 1941 году ей было 12 лет. “22 июня было тепло, мы собрались ехать загорать и купаться. И вдруг объявили, что началась война, — рассказывает Татьяна Степановна. — Мы никуда не поехали, все заплакали, закричали… А брат сразу отправился в военкомат, сказал: я пойду воевать”.

Пайка хлеба в блокадном Ленинграде

© Валерий Бушухин

Родители были уже пожилыми, им не хватило сил бороться. Они быстро умерли: папа — в феврале, мама — в марте. Таня сидела дома с племянниками, которые по возрасту не сильно отличались от нее — одному из них, Володе, было всего десять. Сестер забрали на оборонные работы.

Кто-то рыл окопы, кто-то заботился о раненых, а одна из сестер собирала по городу мертвых детей. И родные боялись, что Таня окажется среди них. “Сестра Рая сказала: “Таня, ты не выживешь тут одна”. Племянников разобрали мамы — Володю мама забрала на завод, он работал вместе с ней, — говорит Татьяна Степановна.

— Рая свезла меня в детский дом. И нас так быстро отправили по Дороге жизни”.

Детей вывезли в Ивановскую область, в город Гусь-Хрустальный. И хотя здесь не было бомбежек и “125 блокадных граммов”, жизнь не стала простой. Впоследствии Татьяна Степановна много общалась с такими же выросшими детьми блокадного Ленинграда и поняла, что другим эвакуированным ребятам жилось не так голодно.

Наверное, дело в географии: все же линия фронта здесь была куда ближе, чем в Сибири. “Когда приезжала комиссия, мы говорили, что еды не хватает. Нам отвечали: мы вам даем лошадиные порции, а вы все хотите есть”, — вспоминает Татьяна Степановна. Эти “лошадиные порции” баланды, щей и каш она помнит до сих пор. Как и холод.

Девочки спали по двое: ложились на один матрас, укрывались другим. Больше укрыться было нечем. 

В эвакуации Татьяна Степановна прожила четыре года.

“Когда объявили о победе, мы вскочили, подбрасывали матрасы до самого потолка, кричали: “Победа, наши выиграли, домой поедем, в Ленинград!” В родной город она вернулась 2 июня 1945 года.

“Сестра забрала меня к себе, — рассказывает Татьяна Степановна. — Я была худющая, совершенный дистрофик. Долго лежала, сестра меня выходила. И я пошла учиться на портниху”.

Выучившись, Татьяна Степановна попала на фабрику и проработала там 37 лет. Она до сих пор никогда не выкидывает хлеб. Казалось бы, в рассказах блокадников это общее место. Но когда слышишь это от Татьяны Степановны, хочется пообещать себе, что больше никогда не будешь небрежно относиться к еде.  

Источник: https://tass.ru/spec/leningrad_deti

Дети блокадного Ленинграда

Дети блокадного ленинграда кратко

Дети блокадного Ленинграда

     Александр Фадеев в путевых заметках “В дни блокады” писал: “Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек.

Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке”.

     Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

     У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Откройте сегодня монографию “Рисуют дети блокады”. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: “Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего”. Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.

     Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала “Дорога жизни”, проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.

    Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

     Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

     Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

     В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке.

Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.

Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. “К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В.

Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут.

И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя”.

     Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: “Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне.

Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату…

Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… ” Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

     К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г.

В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом.

Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

     Одна из учениц писала об этой новогодней елке: “6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки.

Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти”. Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: “Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина.

По тому времени это было очень хорошее угощение”.

     Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах.

Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль “Дворянское гнездо”, в Большом драматическом – “Три мушкетера”.

В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем “Овод”.

    А весной у школьников началась “огородная жизнь”.

     Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок.

Там было написано их руками: “Не уйду, пока не выполню норму!”

     Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали.

Расчистка чердаков, борьба с “зажигалками”, тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.

На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – “сыновьями полков”, получившими награды на полях сражений.

Источник: http://city.tambov.gov.ru/it/65let/sait_info/st/det.htm

Дети и блокада

Дети блокадного ленинграда кратко

Игрушки ленинградских детей

125 грамм блокадного хлеба…

Занятия в бомбоубежище…

В этом году 27 января  исполняется  70 лет как  была снята  блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении  вместе с взрослыми в эти  тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. 

Начало

 Захват Ленинграда был одним из  пунктов  немецкого  плана  «Барбаросса». Фашисты считали, что  в течение лета и осени Советский Союз  будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись.  Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска   в 4-7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.

Гитлер принял решение стереть  Ленинград  с лица земли. Для этого  обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как  школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч    зажигательных и 3055 фугасных бомб.

На снимке  игрушки  ленинградских детей, которых эвакуировали из Ленинграда на большую землю на барже. Транспорт с детьми  подвергся вражеской бомбардировке и был затоплен. Через десятки лет эти игрушки были  найдены на дне Ладожского озера. Никого из маленьких хозяев этих куколок, мишек, погремушек не осталось в живых.

Во время воздушной тревоги,   когда  жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили  бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети.   «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали    длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или  сбросив вниз на землю.

 Нельзя  упускать ни секунды, поэтому  надо было  быстро двигаться по покатой и  скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось.

Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

Блокада

Но гибель мирных жителей  во время артобстрелов  была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму.

 Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград  занесло снегом,  ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали  устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.

 Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было  брать только из Невы и Фонтанки.

«Мне было десять лет, –  вспоминает один из жителей блокадного города А. Молчанов. –  Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. 

Мы были настолько истощены, что не знали, уходя  за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».

Голод

Лишь   три процента  жизней унесли  бомбежки и артобстрелы. 97 процентов  жителей  блокадного города погибли от голода.

 Самой тяжелой была зима  1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей.

Но из-за этим  маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек  хлебозаводы не работали и матери ни с чем  возвращались домой , где их ждали голодные дети.

 Других продуктов  практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили  из них суп.  Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали  кожаные сапоги и туфли.

«Мы здесь живем очень плохо, – пишет  в письме  семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали  бы три буханки хлеба, все бы съел».

Дети  того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от  которой они может быть  капризничая  отказывались в мирное время.

Вот записка Вали Чепко, которое она назвала  «меню после голодовки, если я останусь жива». 1-е блюда: суп картофельный, овсяный.…2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая  подпись: об этом я и не мечтаю.

Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода  в 1942 году.  В ту первую страшную  блокадную  зиму  в городе каждый день от голода  умирали 2-3 тысячи человек.

ГОРЕ

Детям в блокаду было намного хуже,  чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему  завывает  сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

 Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17,  то весной 1942 – 98. В них  было принято более 40 тысяч детей – сирот.

У каждого такого ребенка – вашего сверстника –  своя страшная история жизни в блокадном городе.  Часто, вспоминая блокаду, говорят  про   дневник  Тани Савичевой,  и ее известную  фразу  «осталась одна Таня». Но   судьба Тани  – одна  из  судеб  многих  ленинградских мальчишек и девчонок.

Сколько огромного  горя скрывается  в этих детских строчках, авторы которых неизвестны. Сегодня их письма   – экспонаты в музее защитников Ленинграда.

” Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тетя. Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они.

16 февраля умерла мама.

16 ноября умер папа.

10 января умерла бабушка.

19 января умерла тетя Лиза.

21 марта  комната наша разбита и ранен в голову Славик.

23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.

И я осталась одна “.

У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для  них  обычной  картиной. Но все они мечтали о будущем, о  будущем без войны. И поэтому преодолевая  слабость , в лютый холод,  под обстрелами – они шли в школу.

ШКОЛА

В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Чтобы не бегать с  учениками начальной школы  из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них  проводились  только  там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.

Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника: “Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно.

  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… ”  

Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!

В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало  меньше, многие   погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».

Новый год

Хотя обстановка в осажденном Ленинграде  была очень тяжелой, тем не менее  было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами  выступали артисты.

Но главное,  что в пригласительных билетах было написано, что их ждет  обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда  по тому времени. А еще в город  привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший  подарок от Деда Мороза.

Его  прижимая под одеждой, уносили домой – маме,  младшим братьям и сестренкам.

Маленькие герои

Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

Не было таких событий в блокадном городе , в которых не участвовали  юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых.

В 12-15 лет дети   изготавливали  детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята   могли работать за станками, для них  делали деревянные подставки.

Сколько будет длиться рабочий день  – никто не считал.

Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

С весны до поздней осени в 1942- 44 годах  школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

Школьники  приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных.  Пели им  песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

 С 1943 года   в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

В осажденном городе  работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря  на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом.

И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за  872 дня блокадных дня.  Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители,  помогли выстоять великому городу.

Они  учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

 Хроника блокады

8 сентября: Кольцо окружения вокруг Ленинграда замкнулось, когда немецкие войска достигли берегов Ладожского озера.

Источник: http://www.filipoc.ru/heroes/deti-vo-vremya-blokadyi-leningrada-

Дети блокадного ленинграда кратко

Дети блокадного ленинграда кратко

Видимо, есть термический закон: сколько месяцев холод приходит, столько он и выходит. Чаще всего как дату начала блокады приводят 8—9 сентября, но именно с 13 ноября стала уменьшаться норма хлеба. Это не первая моя книга о блокаде. В книге несколько тысяч сносок, ссылок на личные дневники и другие материалы. Должен сказать, читать любой из этих документов очень тяжело.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • 75-я годовщина снятия блокады Ленинграда
  • Основные даты блокады Ленинграда
  • Война глазами детей
  • Блокада Ленинграда: кратко о событиях
  • Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
  • Летопись блокадного Ленинграда
  • Блокада Ленинграда: история 900 дней осады
  • 10 фактов о блокаде Ленинграда

В архивах Краеведческого музея Вологодской области нашли письмо блокадницы Анны Орловской.

75-я годовщина снятия блокады Ленинграда

Эта цифра поражает воображение, ибо именно столько продержался город Петра, выстоял, выжил, не растеряв себя, своего достоинства и чести, зажатый в кольцо вражескими немецкими войсками. Возможно, в истории человечества были примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой продолжительной.

Начало блокады Задаваясь вопросом о том, можно ли было избежать блокады города на Неве, ответ будет, скорее, отрицательным, даже учитывая тот факт, что история не приемлет сослагательного наклонения.

Дело в том, что в Ленинграде располагался Балтийский флот, а также, взяв северную столицу измором, для Гитлера открывались все пути на Архангельск, на Мурманск, куда регулярно поступала помощь от союзников. Так что, избежать блокады удалось бы вряд ли, а вот спрогнозировать ее и минимизировать ее ужасающие последствия для Ленинграда и его жителей, наверное, было возможно.

Впрочем, в первые дни блокады, которая началась восьмого сентября го г. Поэтому в первые дни блокады город продолжал жить своей жизнью, в то время, как единицы начали лихорадочно снимать свои сбережения, в огромном количестве скупать провизию, сметая с магазинных полок все съедобное, запасались мылом, свечами, керосином.

Жителей города постарались эвакуировать, но вывести удалось не всех. Сразу же после начала блокады, город начали обстреливать и к концу сентября все пути из города уже были отрезаны.

Затем случилась немыслимая трагедия — пожар на бадаевских складах. Огонь уничтожил все стратегические запасы продовольствия города, чем частично и был спровоцирован голод.

Впрочем, в то время Ленинград насчитывал около трех миллионов жителей, поэтому город существовал за счет привозной провизии, однако запасы, существовавшие в городе, все же могли облегчить участь ленинградцев. Почти сразу после начала блокады в городе были закрыты все школы, начал действовать комендантский час, а также были введены в обращение продуктовые карточки.

Жизнь и смерть в блокадном Ленинграде Трагические последствия блокады обрушились на жителей города внезапно и быстро. Обесценились деньги, поэтому их наличие не спасло жителей от ужасного голода. Обесценилось и золото, потому что обменять ювелирные украшения на продовольствие не было никакой возможности у рядовых граждан.

Эвакуация ленинградцев началась сразу же после блокады, в ом, но только год спустя появилась реальная возможность вывозить из города чуть больше людей. В первую очередь эвакуировали женщин и детей, благодаря, так называемой, Дороге Жизни через Ладожское озеро.

Это был единственный путь, который соединял Ленинград с землей. Зимой через озеро по льду шли грузовики с провизией, летом — баржи.

В булочные выстраивались огромные километровые очереди за ежедневным пайком хлеба. Многие люди умирали от голода прямо на улицах, а у ленинградцев не было сил, чтобы убрать тела.

Но, при этом, в городе продолжало работать радио , по которому жители узнавали последние новости с фронта. Это радио было пульсом жизни блокадного, умирающего от голода и холода города. Люди в Ленинграде продолжали и мыслить, и творить, а, значит, они продолжали жить.

Долгожданный прорыв блокады Как известно, ий год стал переломным не только в Великой Отечественной войне , но и в целом во Второй мировой. К концу го наши войска начали подготовку к началу прорыва блокады северной столицы. В самом начале нового года, а точнее, четырнадцатого января, началось наступление.

Перед советскими войсками стояла задача нанести удар по немецко-фашистским войскам, расположенным чуть южнее от Ладожского озера. Таким образом, планировалось вернуть контроль над сухопутными дорогами, ведущими в Ленинград.

В наступлении участвовали Волховский и Ленинградские фронт ы. Именно благодаря мужеству и героизму солдат этих фронтов, 24 января того же, го года, блокада была прорвана. Участие кронштадской артиллерии обеспечило положительный результат наступления советский войск. Вслед за Ленинградом, наступая, наши войска освободили Гатчину и Пушкин.

Таким образом, блокада была полностью разрушена. Блокада Ленинграда остается одной из самых трагических страниц в истории ВОВ. За дней, отрезанные от большой земли город, потерял более двух миллионов своих жителей: стариков, женщин, детей. Город выстоял в смертельной схватке с врагов, не растеряв ни своего достоинства, ни чести, став образцом мужества и героизма.

Презентация: Блокада Ленинграда С 8 сентября года началась блокада Ленинграда и продолжалась до 27 января года. Поделись с друзьями!!! Каталог учреждений.

Основные даты блокады Ленинграда

И хотя полностью блокада была снята лишь через год, 27 января года, в тот день Ленинград снова соединили с Большой землей, а сотни тысяч людей получили надежду на выживание.

Сестры-блокадницы Тамара и Люба, фото года. Конечно, мы и представить себе не могли, что начнется вскоре. Папа устроился по специальности, и мы поселились в Гвардейском районе Ленинграда на Охтинском проспекте.

Все было хорошо, пока не началась война.

Война глазами детей

План Гитлера был таков: Ленинград следовало не только захватить, но и разрушить полностью. Во-первых, воцарение на этой территории давало возможность Германии властвовать по всему Балтийскому морю. Естественно, в случае удачи был бы уничтожен наш флот.

Во-вторых, падение Ленинграда имело огромное значение для укрепления духа немецкой армии и для осуществления попытки морального давления на все население Советского Союза: Ленинград всегда был второй столицей, поэтому, если бы он попал руки врага, духовные силы советских воинов могли оказаться сломленными.

После Ленинграда значительно упрощалась задача расправы с Москвой.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: “Блокада Ленинграда” Уникальный Документальный фильм. Режиссер Сергей Лозница

Дали тревогу. Загремели разрывы бомб. Скоро дали отбой. Настала ночь. Мало-помалу огонь стихает. Да, это первая настоящая бомбежка города Ленинграда.

Лиман, ЦКиД 28 января в Центре культуры и досуга п. Благодаря мужеству, стойкости и героизму защитников Ленинграда Россия смогла победить в войне с немецкими захватчиками.

Блокада Ленинграда Зима — За водой Блокада Ленинграда 8 сентября — 27 января — трагический период истории города на Неве , когда только от голода погибло свыше тыс. С 8 сентября , когда немцы захватили Шлиссельбург, началась дневная блокада Ленинграда. Продовольствие и топливные запасы были ограничены только на месяца.

Блокада Ленинграда: кратко о событиях

История России кратко Оборона Ленинграда Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа г. Начались кровопролитные бои на Пулковских высотах и южных окраинах города. Отстранив от командования Ворошилова, он отменил все приготовления к сдаче города. Было приказано защищать Ленинград до последнего человека.

Сколько длилась блокада? Освобождение Ленинграда Блокада Ленинграда: кратко о событиях. Освобождение Ленинграда В истории Великой Отечественной войны годов хватает драматических, трагических страниц.

Благодаря ей множество детей смогли отправиться в эвакуацию. До этого некоторые из них прошли через сиротские дома: чьи-то родные погибли, а чьи-то — пропадали на работе целыми днями.

Но почти что сразу это почувствовали”, — говорит Валентина Трофимовна Гершунина, которую в году, девятилетней, вывезли с детским домом в Сибирь. Слушая рассказы выросших блокадников, понимаешь: сумев сохранить жизнь, они лишились детства.

Слишком много “взрослых” дел пришлось делать этим ребятам, пока настоящие взрослые воевали — на фронте или у станков. Несколько женщин, которых когда-то успели вывезти из блокадного Ленинграда, рассказали нам свои истории.

Летопись блокадного Ленинграда

Дети блокадного Ленинграда Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась — дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро.

Советские войска в ходе дневной обороны Ленинграда сковали Во время блокады погибли около 1 млн. жителей, в том числе.

Никита Андреевич Ломагин: Об истории блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда стала одним из самых трагичных столкновений Второй мировой войны. Ни один из городов мира не понес за столь короткий промежуток времени таких значительных жертв.

10 фактов о блокаде Ленинграда

Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих дня. Краткое содержание мифа.

Эта цифра поражает воображение, ибо именно столько продержался город Петра, выстоял, выжил, не растеряв себя, своего достоинства и чести, зажатый в кольцо вражескими немецкими войсками. Возможно, в истории человечества были примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой продолжительной.

В истории Великой Отечественной войны годов одним из самых страшных событий была блокада Ленинграда. Кратко говоря, это история настоящего геноцида горожан, который растянулся едва не до самого конца войны. Официальной датой блокады считается 8 сентября года. Частично прорвана блокада Ленинграда 18 января года, а полностью снята блокада Ленинграда 27 января г.

Детей от ужаса войны спасали артисты. Изменить размер текста: A – Мама! Ну, вставай же! Я кушать хочу!

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Блокада Ленинграда. 9 строк. Таня Савичева.

Источник: https://canterrealty.com/finansovoe-pravo/deti-blokadnogo-leningrada-kratko.php

Юрист Михайлов
Добавить комментарий