Обязанности государственного инспектора труда

Права и обязанности государственных инспекторов

Обязанности государственного инспектора труда

Основные права государственных инспекторов труда разнообразны. Они определены в ст.

В сфере правового регулирования деятельности государственной инспекции труда важнейшим получившим законодательное закрепление в КоАП РФ является предоставление органам и должностным лицам федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.

Кодекс, в частности, предусматривает административную ответственность за:. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и или в судебном порядке, а решение главного государственного инспектора труда – в суд ст.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Основные права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда
  • 8.2. Права и обязанности государственных инспекторов труда
  • 15.2. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда
  • 1.8.3. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений
  • Государственные инспекторы труда
  • § 23.6. Обязанности государственных инспекторов труда

Основные права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Статья 363 ТК РФ.

Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей: организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Внеплановая выездная проверка в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав или запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

Государственные инспекторы труда. Права государственных инспекторов труда. Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве. Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

Обязанности государственных инспекторов труда. Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора обязаны:. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц организаций.

Хранить охраняемую законом тайну государственную, служебную, коммерческую и иную , ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, с читать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. Порядок организации и проведения проверок работодателей.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:.

Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Поступление в федеральную инспекцию труда: Обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и или надзор, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем.

Наличие приказа распоряжения руководителя заместителя руководителя федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обжалование решений государственных инспекторов труда. Постановление Правительства РФ от Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Adobe Acrobat Document Приказ Роструда от Надзор за соблюдением требований охраны труда. Федеральная инспекция труда. Функции и полномочия Ростехнадзора. Функции и полномочия Роспотребнадзора.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеют право:. Государственные инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц организаций.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Руководители государственных инспекций труда – главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются: – обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; – обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; – обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; – доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий бездействия или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

8.2. Права и обязанности государственных инспекторов труда

Источник: //harringtonfordistrictattorney.com/nalogovoe-pravo/prava-i-obyazannosti-gosudarstvennih-inspektorov.php

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Обязанности государственного инспектора труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый – двенадцатый утратили силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

1. Установленные в комментируемой статье основные права государственных инспекторов труда (так же, как и основные полномочия федеральной инспекции труда) базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ и по существу являются ее производными.

В частности, в соответствии со ст. 12 указанной Конвенции инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

1) беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

2) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законы и иные нормативные правовые акты о труде соблюдаются, и в частности:

наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к их компетенции;

требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законами и иными нормативными правовыми актами о труде, в целях проверки их соответствия установленным требованиям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;

изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

2. Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей.

В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда.

При этом государственные инспекторы труда по правовым вопросам осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права.

Государственные инспекторы труда по охране труда ведут надзор и контроль за соблюдением трудовых прав и свобод граждан в сфере охраны труда и в связи с этим имеют необходимые познания в технических вопросах.

Различие в их функциях предполагает фактическую реализацию ими различного комплекса прав.

В частности, государственные инспекторы труда по правовым вопросам и государственные инспекторы труда по охране труда на практике осуществляют равные права, связанные с организацией проверок соблюдения законодательства о труде, реагированием на выявленные нарушения, привлечением нарушителей законодательства к установленной законом ответственности.

Специфические для государственных инспекторов труда по охране труда права конкретизированы в положениях о территориальных органах Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекциях труда в субъектах РФ), утвержденных приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Предоставленное государственным инспекторам труда право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, осуществляется ими в соответствии с требованиями КоАП (подробнее см. комментарии к ст. ст. 359, 362 и 363 ТК).

Источник: //zknrf.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-57/Statya-357/

Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу, Приказ Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу от 26 октября 1995 года №086

Обязанности государственного инспектора труда

1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:

1.2.

Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.

1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.

1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.

1.7.

В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.

1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.

1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.

1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.

II. Обязанности государственного инспектора по охране труда

2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:

– сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;

– контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;

– анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;

– проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;

– информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;

– направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;

– оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;

– рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;

– отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

III. Права государственного инспектора по охране труда

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:

– беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;

– запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;

– предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;

– передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;

– приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;

– отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

– контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;

– ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

– требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;

– участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;

– проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;

– участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

– требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;

– вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;

– вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).

3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.

3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.

IV. Обязанности государственного правового инспектора труда

4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.

4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.

4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.

4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.

4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.

4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.

4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

V. Права государственного правового инспектора труда

5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.

5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.

5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.

5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.

VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)

6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.

Текст документа сверен по:

Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.

Источник: //docs.cntd.ru/document/9105776

Основные права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда

Обязанности государственного инспектора труда

Основные права государственных инспекторов труда разнообразны. Они определены в ст. 357 ТК РФ, что предоставляет им возможность вести эффективную и действенную борьбу с нарушениями трудового законодательства и законодательства об охране труда.

В сфере правового регулирования деятельности государственной инспекции труда важнейшим (получившим законодательное закрепление в КоАП РФ) является предоставление органам и должностным лицам федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 и ст. 5.28 – 5.34, 5.44 КоАП РФ. Кодекс, в частности, предусматривает административную ответственность за:

нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда (ст. 5.27);

уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);

непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);

нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);

уклонение от получения требований работников и участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);

нарушение соглашения (ст. 5.33);

увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);

нарушение прав инвалидов в области трудоустройства (ст. 5.42);

сокрытие страхового случая (ст. 5.44);

неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);

невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);

непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6);

непредоставление сведений (информации) (ст. 19.7).

В ст. 23.12 КоАП РФ перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об указанных выше правонарушениях от имени федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке, а решение главного государственного инспектора труда – в суд (ст. 361 ТК РФ).

Если действия работодателя или его представителей содержат признаки уголовного преступления, государственные инспекции труда вправе направить в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. В частности, ст.

143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Статья 145 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Статьей 145.

1 УК РФ предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации (независимо от организационно-правовой структуры и формы собственности) из корыстной или иной личной заинтересованности.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в том числе в сфере труда (ст. 136 УК РФ), за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ).

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, обязательное к исполнению последним.

Обязательные предписания государственные инспекторы труда вправе выдавать как по собственной инициативе, так и в ответ на обращение к ним профсоюзных органов, работника, который считает, что его трудовые права нарушены, иного лица, полагающего, что имеет место нарушение норм трудового права.

Предписание обязывает работодателя, его представителей устранить в установленные в предписании сроки нарушения, выявленные на основании поступивших жалоб и заявлений.

Предписание государственной инспекции труда, адресованное работодателю, может быть обжаловано им в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Любой субъект трудового правоотношения, в том числе государственный инспектор труда, имеет не только права, но и возложенные на него законом обязанности. Основные из них определены ст. 358 ТК.

Государственный инспектор труда обязан при инспекционной проверке соблюдать все предписания, предусмотренные Федеральном законом от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[298].

Для обеспечения возможности проводить объективное инспектирование, а также для защиты законных прав и интересов работников, иных лиц, которые конфиденциально сообщили государственному инспектору труда соответствующие сведения, дающие основание для проведения проверки, государственный инспектор труда обязан не разглашать источники информации, не сообщать об этом и о полученных сведениях работодателю без разрешения заявителя.

Трудовой кодекс РФ (ст. 359) провозглашает принцип независимости деятельности государственных инспекторов труда.

Поскольку согласно Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда» все инспекторы труда являются государственными гражданскими служащими, этот правовой статус делает их независимыми от какого-либо внешнего влияния на их деятельность.

Они руководствуются только Конституцией РФ и в первую очередь своими правами и обязанностями, предусмотренными отечественным законодательством.

Независимость государственных инспекторов труда состоит, прежде всего, в том, что они осуществляют свои полномочия только на основе закона, своего внутреннего убеждения и соответствующих материалов проверок, проведенных в установленном порядке, руководствуясь общими принципами российского права: законностью, объективностью, справедливость и др.

Воздействие (в любой форме) государственных органов или должностных лиц на государственных инспекторов труда влечет юридическую ответственность согласно законодательству РФ.

Одним из средств защиты государственных инспекторов труда служит предусмотренная ст. 363 ТК ответственность за воспрепятствование их деятельности.

Эта норма трудового законодательства предусматривает, что лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявляемые им предписания, применяющие угрозу насилием или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется на основе ратифицированной Россией Конвенции МОТ № 81.

Предметом проверок является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и защите трудовых прав граждан.

Ст. 360 ТК регламентирует общий порядок организации и проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда. Этот порядок регулируется не только гл.

57 ТК, но и соответствующими нормами КоАП РФ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г.

294-ФЗ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ст. 361 ТК РФ предусматривает два варианта обжалования решений государственных инспекторов труда:

либо соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ;

либо в судебном порядке.

Решение главного государственного инспектора труда может быть обжаловано в судебном порядке. Следовательно, указанная норма ТК установила альтернативную подведомственность трудовых споров по вопросам государственного контроля и надзора.

Обязанность доказать законность своих действий при обжаловании руководителями организации или иными ее должностными лицами, лежит на представителях соответствующей государственной инспекции труда (ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц).

Конвенция МОТ № 81 «Об инспекции труда», указывает, что государства, присоединившиеся к этой Конвенции, должны в своем национальном законодательстве предусмотреть и эффективно применять определенные наказания (санкции) за противодействия инспекторам труда при исполнении своих обязанностей.

В России права, предоставленные государственным инспекторам труда, обеспечиваются ответственностью за их нарушение, а виновные в том руководители организаций, другие должностные лица привлекаются к юридической ответственности, установленной федеральными законами. Так, ст. 363 ТК РФ предусматривает такую ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда в соответствии с Кодексом об административной ответственности РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ ответственность за перечисленные в ст. 363 ТК РФ действия предусмотрена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей. (ст. 19.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ административные взыскания имеют право налагать:

главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;

главный государственный правовой инспектор труда РФ;

главный государственный инспектор РФ по охране труда;

руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

За применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу при наличии признаков преступления может последовать уголовное наказание.

Предоставленное государственным инспекторам труда право по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства являются не только их правом, но и их основной обязанностью.

Государственные инспекторы труда должны точно и своевременно исполнять предоставленные им полномочия по предупреждению и выявлению правонарушений трудовых прав работников, руководствуясь при этом законами и иными нормативными правовыми актами.

Противоправные действия (бездействие) государственных инспекторов труда могут повлечь применение к ним мер юридической ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной).

В соответствии со статьей 365 ТК РФ органы федеральной инспекции труда должны взаимодействовать с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. Норма указанной статьи ТК РФ основана на ст. 5 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».

Конвенция предписывает органам власти, присоединившихся к Конвенции стран, принимать меры по содействию эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, – с другой, а также сотрудничеству служб инспекции труда с предпринимателями и трудящимися или их организациями.

Федеральная инспекция труда при осуществлении своей деятельности активно взаимодействует с другими специальными федеральными надзорными службами, например: с органом государственного надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах; органами федеральной государственной службы, осуществляющими государственный энергетический надзор; органами федеральной государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.

Источник: //studopedia.org/4-129107.html

Юрист Михайлов
Добавить комментарий