Статья 378 2 налогового кодекса российской федерации пункт 7

О порядке применения отдельных положений статьи 378.2 налогового кодекса

Статья 378 2 налогового кодекса российской федерации пункт 7

Федеральная налоговая служба рассмотрела запросы Управления ФНС России по области о порядке применения отдельных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.

2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса предусмотрено единоразовое определение указанного перечня не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Кроме того, абзацем первым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса определено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.

2 Кодекса, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

При этом согласно абзацу второму пункта 10 статьи 378.

2 Кодекса в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

Таким образом, статьей 378.2 Кодекса не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.

Однако следует иметь в виду, что ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

В случае если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в перечень объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

С. Бондарчук

Источник: https://www.eg-online.ru/document/regulatory/296178/

Поправки в Налоговый кодекс

Статья 378 2 налогового кодекса российской федерации пункт 7

Сергей Викторович РАЗГУЛИН, действительный государственный советник РФ 3-го класса: в связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 ноября 2013 г.

№ 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» у субъектов РФ появилась возможность устанавливать свои особенности при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Статья написана по материалам совещаний с финансовыми органами регионов.

Новое полномочие субъектов РФ

Со дня официального опубликования Федерального закона № 307-ФЗ законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут своими законами о налогах и сборах в пределах, закрепленных Налоговым кодексом, устанавливать в отношении региональных налогов особенности определения налоговой базы (п. 3 ст.

 12 НК РФ). Для того чтобы региональный налог считался установленным, законами субъектов РФ должны быть определены его ставки, порядок и сроки уплаты (если эти элементы не установлены Налоговым кодексом).

Новое полномочие носит факультативный, то есть необязательный характер, и находится в том же ряду, что и установление налоговых льгот.

С 2014 года полномочие по установлению особенностей определения налоговой базы предоставляется законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ в отношении отдельных объектов недвижимого имущества по налогу на имущество организаций.

Ранее

Госзакупки. Правила игры дорабатываются

Федеральная контрактная система: мнения и статистика

Обзор законодательства. Индексация зарплат и штрафы по госзакупкам

Отставки и назначения декабря. Уход губернатора Кабардино-Балкарии и назначения в министерствах

По другим региональным налогам такая возможность отсутствует.

Отметим, что до 2014 года только непосредственно Налоговый кодекс закреплял в рамках налога на имущество организаций особенности определения налоговой базы (например, п. 6 ст.

 376 НК РФ в период с 2011 до 2025 год предусматривает уменьшение налоговой базы на сумму капитальных вложений в отдельные объекты транспортной инфраструктуры).

Новые элементы обложения налогом на имущество организаций

В рамках одного налога сохраняется одновременное существование нескольких налоговых баз.

До 2014 года это были среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, и инвентаризационная стоимость (в отношении объектов, принадлежащих некоторым иностранным организациям).

С 2014 года — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, и кадастровая стоимость в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Следует отметить, что переход к налогообложению имущества исходя из его кадастровой стоимости является одним из приоритетов налоговой политики государства. Это позволит отказаться от использования при налогообложении правил бухгалтерского учета, имеющих иную цель регулирования.

Налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровой стоимостью будет определяться отдельно от налоговой базы по другому имуществу (ст. 376 НК РФ).

Вместе с тем упоминание о балансовой и инвентаризационной стоимости сохранено в пункте 2 статьи 376 Налогового кодекса для случаев определения налоговой базы объекта налого­обложения, находящегося на территории разных субъектов РФ.

Перечень имущества

Новая статья 378 Налогового кодекса устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Так, кадастровая стоимость как налоговая база будет применяться к объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также к объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства. Если в отношении этих объектов недвижимого имущества кадастровая стоимость не определена, налоговая база принимается равной нулю.

Кроме того, новый порядок определения налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, утвержденной в установленном порядке, может применяться в отношении:

· административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

· нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Установлены критерии, наличие хотя бы одного из которых достаточно для отнесения недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Среди данных критериев:

· вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество (сведения об этом можно получить из государственного кадастра недвижимости);

· целевое использование имущества (изначальное предназначение или фактическое использование). Для соблюдения критерия «целевое назначение» достаточно соответствие цели использования только 20% общей площади здания (строения, сооружения).

Кроме того, Министерством экономического развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ предусмотрено принятие порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

По всей видимости, данный порядок должен содержать механизм получения и фиксации данных о фактическом использовании имущества, в том числе в ходе мероприятий налогового контроля (осмотра, истребования кадастровых паспортов соответствующих объектов недвижимости, документов технического учета (инвентаризации), допроса свидетелей).

На основе Налогового кодекса и указанного порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Перечень объектов недвижимого имущества (административно-деловые, торговые центры, нежилые помещения, используемые в аналогичных целях), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее — перечень), устанавливается на налоговый период уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

По сути, речь идет о формировании реестра подлежащего налогообложению недвижимого имущества. Виды объектов, включаемых в перечень, свидетельствуют об откровенно фискальном характере закона, задачей которого является увеличение поступлений в бюджеты регионов.

До принятия федеральным органом исполнительной власти необходимых актов нормативными актами субъекта РФ предусматривается:

· состав сведений, подлежащих включению в перечень;

· порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Используемый законом срок установления перечня — не позднее первого числа очередного налогового периода по данному налогу — не соответствует правоприменительной практике о распространении на все нормативные акты, затрагивающие вопросы налогообложения, правил введения их в действие, предусмотренных статьей 5 Налогового кодекса. Во избежание споров органу исполнительной власти субъекта РФ для целей применения перечня с первого числа налогового периода надлежит обеспечить его утверждение и размещение в открытом доступе не позднее 30 ноября предшествующего года.

Спецификой реализации полномочий субъекта РФ по установлению особенностей определения налоговой базы является ее «невозвратный характер» — в последующем отказаться от применения установленной особенности определения налоговой базы нельзя. Вместе с тем игнорировать данный запрет можно посредством:

· несвоевременного утверждения новой кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (например, в течение налогового (отчетного) периода);

· невключения объекта недвижимого имущества в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода.

Даже факт выявления в течение налогового периода объекта недвижимого имущества, не включенного по состоянию на 1 января в перечень, не означает, что в отношении него налоговая база со следующего года будет определяться как кадастровая стоимость. Для этого такой объект должен быть включен в перечень.

В названных случаях в силу прямого указания Налогового кодекса определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из среднегодовой стоимости имущества. Наверное, в таком же порядке должно производиться исчисление налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта в течение налогового периода, в частности в результате судебных решений.

Налоговые ставки и порядок уплаты

Налоговые ставки к объектам, налоговой базой которых является кадастровая стоимость, устанавливаются стать­ей 380 Налогового кодекса в следующих пределах:

· для города федерального значения Москвы в 2014 году — 1,5%, в 2015 году — 1,7%;

· для иных субъектов РФ в 2014 году — 1,0%, в 2015 году — 1,5%.

С 2016 года предельные ставки для всех субъектов РФ устанавливаются в одинаковом размере — 2%.

В отношении объектов недвижимого имущества допускается дифференциация ставок в зависимости от категорий налогоплательщика и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Вместе с тем в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, субъект РФ обязан установить конкретные размеры ставок — в ином случае налог не будет считаться установленным (правило п.

 4 ст. 380 НК РФ не распространено на п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога (авансовых платежей по налогу) определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, где расположены объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества и уплачивается в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года при условии, что он будет официально опубликован не позднее 30 ноября 2013 года.

Аналогичный срок для публикации должен быть соблюден в отношении закона субъекта РФ и иных нормативных актов, предусмотренных главой 30 Налогового кодекса, для применения с 1 января 2014 года на территории соответствующего субъекта РФ новых правил исчисления и уплаты налога на имущество исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества.

Представляется, что в 2014 году следует ожидать существенных изменений в Налоговый кодекс, связанных как с переходом к налогу на недвижимость для физических лиц, так и с переходом к полноценному налогу на недвижимое имущество организаций.

Источник: http://bujet.ru/article/241156.php

Юрист Михайлов
Добавить комментарий