Текущий платеж по налогам при конкурсном

Текущий платеж по налогам при конкурсном

Текущий платеж по налогам при конкурсном

При банкротстве их характер определяется особенностями требований кредиторов, возникающими при оплате услуг, работ или товаров, необходимость в которых возникла уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным.

Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Уплата пеней Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения, за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим. Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления. Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абзаце 3 пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве.

Уплата обязательных платежей в процедурах банкротства

Моменты определения и взыскания текущих платежей в правовой практике вызывают немало спорных вопросов даже, несмотря на чёткое определение данного понятия в законодательстве. Эта обязанность, а также необходимость своевременного внесения поправок в него, возлагается на арбитражного управляющего.

В стандартной отчетности управляющего текущие выплаты не фигурируют. Поэтому сведения о них указываются отдельно.

Зачет по текущим платежам Зачет по текущим платежам в конкурсном производстве разрешается осуществлять только тогда, когда возможно выполнить требования по очередности платежей перед остальными кредиторами, а также соблюсти необходимые пропорции удовлетворения всех требований.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве): обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
К текущим платежам при банкротстве относят выплаты по денежному обязательству, которое возникло после начала процедуры банкротства. Какова специфика таких выплат и как взыскать задолженность по ним.

Об очередности платежей при банкротстве

Согласно действующим нормам законодательства, для целей конкурсного производства под текущими платежными элементами понимают финансовые обязательства, образовавшиеся в ходе принятия заявления о банкротстве. Также сюда относят обязательные платежи, срок исполнения которых настал в процессе ведения процедуры. Текущие требования рассматриваются в рамках двух основных категорий:

  1. Требования, которые образовались в ходе договоров и в рамках оснований в процедуре инициирования конкурсного производства.
  2. Моменты из договоров с кредитными учреждениями, которые проявились до возбуждения производственного процесса по делу о несостоятельности.

Во-первых, организация-банкрот может перейти на упрощенную систему налогообложения (нормативной базой не установлены ограничения для такого перехода).

Так как процедура конкурсного производства, как правило, проходит не в один налоговый период, организация-банкрот вправе написать с 1 октября по 30 ноября заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и с 1 января, применяя упрощенную систему налогообложения, продавать конкурсную массу без налога на добавленную стоимость. Во-вторых, организация-банкрот может получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. Тогда конкурсная масса также будет реализована без НДС. В-третьих, реализацию конкурсной массы производить физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Подобная задолженность погашается в ходе исполнительного производства. Можно взыскать эту сумму, прибегнув к другому методу.

Для этого нужно направиться с исполнительным листом в банк, в котором открыт расчетный счет банкрота.
Соответственно, меняется и система уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства.

Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности.

Оплата требований кредиторов, которые не могут быть погашены в полной мере в связи с нехваткой финансовых средств, производится пропорционально согласно предъявленным требованиям и с учетом очередности.

Порядок взыскания Порядок взыскания долгов с несостоятельного должника предполагает предъявление требований об уплате.

Требование об уплате заявляется в арбитражном суде в ходе разбирательства по делу о признании банкротом, либо при инициировании искового производства.

В настоящее время в России преобладающее большинство дел о банкротстве рассматривается в соответствии с новой редакцией Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 429-ФЗ.

Несмотря на банкротство, текущие платежи при банкротстве необходимы, чтобы поддержать жизнеспособность компании-должника (ст. ст. 5, 20.7, 134 закона № 127-ФЗ).

Кроме того, Президиум Верховного Суда РФ указал, что уполномоченный орган вправе требовать возмещения убытков арбитражным управляющим, не перечислившим в бюджет налог на доходы физических лиц, удержанный при осуществлении от имени должника текущих платежей в пользу граждан, если конкурсной массы (с учетом будущих поступлений) недостаточно для удовлетворения упомянутых требований уполномоченного органа.

Статья 134. очередность удовлетворения требований кредиторов

На льготный режим рассчитывают кредиторы обеих групп требований. Его суть заключается в том, что текущие требования не включаются в реестр, и кредиторы не являются лицами, которые принимают участие.

В инкассовом поручении в обязательном порядке должны быть указаны сведения, доказывающие принадлежность взыскиваемых средств к текущим требованиям.

Оплата НДС с имущества должника, выставленного на торги, уплачивается покупателем.

Если становится понятно, что должник не сможет восстановить платежеспособность, объем текущих платежей при банкротстве минимизируют. Приоритетным является формирование конкурсной массы, которая необходима для погашения требований реестровых кредиторов.

У кредиторов по текущим платежам есть преимущество перед кредиторами, которым компания-банкрот успела задолжать до того, как суд принял заявление о признании ее банкротом.

На данном этапе банкротства производится расчёт с кредиторами и оплата текущих платежей, связанных непосредственно с судопроизводством.

Ко второй очереди относятся требования об оплате труда и выходных пособий работников и бывших работников банкрота. К третьей очереди – требования об оплате лиц, привлеченных арбитражным управляющим в ходе процедуры банкротства (к примеру, оценщиков).

В четвертую очередь гасятся долги по эксплуатационным платежам, проще говоря, по коммунальным услугам. А в пятую очередь попадают все остальные требования.

И именно данная процедура вызывает больше всего споров и затруднений и у арбитражных управляющих и их бухгалтеров, и у банков, и у судей арбитражных судов, рассматривающих споры по данному вопросу.

Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов: включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на их бесспорное списание?

Текущие платежи при банкротстве — это обязательные выплаты, которые необходимо делать после того, как суд от должника получил заявление о финансовой несостоятельности (ст. 5 закона № 127-ФЗ). Но практика показывает, что чем больше денег будет направлено на погашение текущих платежей, тем меньше достанется реестровым кредиторам.

Потому в процедурах банкротства важно добиться того, чтобы текущие платежи использовались только по прямому назначению, а не для незаконного обогащения тех или иных лиц.

Направляя требование о текущем платеже, стоит указать дату возникновения обязательства Лейтмотивом Постановления № 36 является соблюдение очередности текущих платежей и распределение ответственности за ее нарушение.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Если у должника есть шанс поправить финансовое положение, текущие платежи проводят в необходимом объеме. Например, должнику требуется оплатить сырье для продукции, которую он сможет продать и получить средства для погашения долгов.

Формирование текущих платежей в процедуре конкурсного производства

Если недостаток средств на счету Недостаток денежной массы на расчетном счете банкрота пополняется за счет закрытия других счетов предприятия.
Порядок взыскания теоретически заложен в законодательстве о банкротстве, а в правовой практике применяются способы, обозначенные в нормах исполнительного производства.

Но среди «текущих» кредиторов тоже есть своя очередность. В соответствии с ней сначала (в первую очередь) удовлетворяются требования, связанные с производством по делу о банкротстве: выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему, лицам, исполнявшим его обязанности, погашаются текущие платежи, связанные с судебными расходами, и т.д.

Особенности текущих платежей в конкурсном производстве Текущие платежи в настоящее время согласно законодательству не различаются в зависимости от принадлежности к тому или иному этапу дела о финансовой несостоятельности.

Они не учитываются в основном реестре требований. Текущие платежи конкурсного производства в общем случае взимаются вне рамок дела о банкротстве.

Кредиторы, задействованные в этом процессе, не признаются участниками дела о банкротстве.

В Обзоре отмечено, что в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам в процедурах банкротства уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 — 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.

Также начислены пени и штрафы по НДФЛ.

Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд? В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст.

Удовлетворение обязательств осуществляется по мере наступления срока исполнения. Иначе кредитор обращается в фискальные органы и требует с должника долг.

Источник: http://bfzurist.ru/chastnoe-pravo/5939-tekuschij-platezh-po-nalogam-pri-konkursnom.html

Налоги при банкротстве – cпорные подходы в правовом регулировании | Проект Поддержка

Текущий платеж по налогам при конкурсном

Зададимся непростым вопросом: «Является ли должник в стадии конкурсного производства плательщиком налогов?» Формальным ответом будет «да», поскольку особенная часть НК РФ не содержит правил, исключавших бы организации, признанные банкротами, из числа плательщиков налогов.

Да и сам Закон о банкротстве, оперируя такой категорией, как текущие обязательные платежи (платежи, обязанность по уплате которых возникает после возбуждения дела о банкротстве и удовлетворяемые до расчёта с реестровыми кредиторами), не исключает из их числа требования об уплате налогов, исчисленных за периоды конкурсного производства.

Правильно ли это? Отсутствие указанных правил означает, что должник, не способный рассчитаться с кредиторами, продолжает признаваться субъектом экономической деятельности, способным генерировать доход, являющийся источником для уплаты налога. Хотя очевидно, что это не так.

В конкурсном производстве в большинстве случаев должниками предпринимательская деятельность не ведётся.

Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой – с имуществом должника и с «душеприказчиком» этого имущества (конкурсным управляющим), в задаче которого — предпринять меры, направленные на формирование массы путём выявления имущества должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, и осуществить продажу активов по максимально возможной цене.

Обложение имущества должника в конкурсном производстве поимущественными налогами (налогом на имущество, земельным налогом); учёт операций по продаже имущества для исчисления налога на прибыль, а также для определения суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет в случае, если ранее при приобретении соответствующих активов НДС, уплаченный продавцу, был заявлен должником в качестве налогового вычета – означают налогообложение конкурсной массы, её уменьшение на сумму текущих налоговых обязательств вопреки интересам конкурсных кредиторов.

Налог на прибыль будет возникать, поскольку имущество может быть продано по цене выше остаточной стоимости по балансу и сформируется налогооблагаемый доход.

Конечно, данный доход будет уменьшен на текущий убыток от реализации прав требований к дебиторам, иного имущества, если цена его продажи оказалась ниже остаточной, на убыток, образуемый при списании задолженности, не реальной к взысканию и т.д.

Вместе с тем ситуации могут быть различны, и итоговый финансовый результат может оказаться положительным.

Конечно, необходимо сделать ещё одну оговорку о том, что текущий доход, образуемый в периоде конкурсного производства, может быть погашен на убытки прошлых лет.

Но такое погашение возможно при документальной подтверждённости финансово-хозяйственных операций за период формирования убытка (что часто в конкурсном производстве трудновыполнимо ввиду ненадлежащего исполнения обязанности по передаче документов бухгалтерского учёта арбитражному управляющему), и такое погашение не может привести к уменьшению текущего налога на прибыль более чем на 50%. Как итог, положительный финансовый результат от продажи имущества должника в конкурсном производстве облагается налогом на прибыль.

Правильно ли это? Представляется, что нет. Обложение конкурсной массы означает, на наш взгляд, нарушение таких основных начал налогообложения, закреплённых ст. 3 НК РФ, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.

Реализацию названных начал мы видим в положениях ст. 217 НК РФ для граждан-банкротов, для которых доход от продажи имущества не признаётся налогооблагаемым. Для организаций аналогичного решения Налоговый кодекс не предусматривает.

Ранее (до 01.01.2009) Закон о банкротстве в п. 4 ст. 142 предусматривал правило, согласно которому обязательные платежи, возникающие в конкурсном производстве, подлежали удовлетворению после расчёта с реестровыми кредиторами.

Этому положению было объяснение – оно исключало по существу налогообложение конкурсной массы в отсутствие соответствующих правил в НК РФ, устраняя конкуренцию требований текущих и реестровых кредиторов, с одной стороны, и требований по налогам, подлежавших исчислению в конкурсном производстве, с другой стороны.

Необходимость налогообложения положительного финансового результата, сформированного за период конкурсного производства, возникала только тогда, когда должнику в результате эффективных мер, реализованных на данном этапе, удалось выйти из банкротства, рассчитавшись с кредиторами, и продолжить деятельность.

Взимание налога на прибыль при таком результате не вызывает сомнений и не нарушает основных начал налогообложения. Но там и тогда, когда налог на прибыль признаётся текущим требованием, выигрывая у реестровых кредиторов и уменьшая процент удовлетворения их требований, подобный вывод сделать нельзя.

Не меньше вопросов с точки зрения конкуренции требований вызывает и НДС. С 1 января 2015 г. в соответствии с подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации имущества и имущественных прав должника в конкурсном производстве не признаются объектом обложения НДС.

Данное регулирование вовсе не означает, что обязанности уплачивать НДС у банкрота не возникает. Почему?

1Из числа облагаемых НДС не исключены операции по выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению имущества в пользование.

2В силу подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые должником к вычету при приобретении имущества, использовавшегося в деятельности, в рамках которой осуществлялись облагаемые НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению. Это означает следующее.

Допустим, компания приобрела станок со сроком полезного использования в шесть лет за 1 180 000 руб. Уплаченный продавцу НДС в 180 000 руб. был заявлен в качестве налогового вычета и тем самым на данную сумму был уменьшен налог, исчисленный компанией по операциям реализации.

За период полезного использования вся стоимость станка была бы учтена в составе расходов путём начисления амортизации и, как следствие, перенесена на облагаемый результат деятельности – операции по реализации произведённой продукции. Но к моменту реализации станка в конкурсном производстве прошло лишь два года. Это означает, что из 180 000 руб.

НДС, ранее заявленного в качестве вычета, часть налога в 120 000 руб., приходящаяся на остаточную стоимость (рассчитано как отношение оставшегося срока полезного использования в четыре года к первоначальному сроку в шесть лет), должна быть восстановлена и уплачена в бюджет. Возникает налоговая нагрузка на конкурсную массу по НДС.

При этом данный налог на покупателей имущества должника не переносится, и они, не уплачивая налог в составе цены, не могут заявить его в качестве вычета.

Это, конечно, влияет на ликвидность имущества должника. Покупателю, являющемуся плательщиком НДС, выгоднее купить имущество за 1 180 000 руб. с учётом НДС (заявляя 180 000 руб. в качестве налогового вычета), чем за 1 100 000 руб. без НДС.

Особенно несправедливо решение с восстановлением налога тогда, когда цена, по которой имущество продано в конкурсе, меньше, чем его остаточная стоимость.

В этом случае сумма НДС, подлежащая уплате в результате восстановления, будет больше, чем тот налог, который при признании рассматриваемых операций налогооблагаемыми (как это имело место до 1 января 2015 г.

) был бы исчислен и выставлен покупателю.

И последнее. При формальном делении требований на текущие и реестровые восстанавливаемая сумма НДС (как исчисленная за налоговый период после возбуждения дела о банкротстве) будет признаваться текущим платежом, что приводит к уменьшению процента удовлетворения требований реестровых кредиторов.

Такое решение не выглядит справедливым, оно заставляет задуматься над обоснованием позиции о квалификации рассматриваемого требования в зависимости от момента, когда право на вычет восстанавливаемого НДС было реализовано.

Будет ли воспринят данный подход – покажет судебная практика.

Приведённые заметки показывают, что пора задуматься над системным регулированием вопросов налогообложения должников в конкурсном производстве. Решения могут быть разные.

В основу данных решений, как представляется, должна быть положена идея защиты прав кредиторов и недопущения уменьшения конкурсной массы путём налогообложения операций по реализации имущества должника.

Источник: https://podderzhka.org/taxpro/nb/sporniye-voprosi/

Юрист Михайлов
Добавить комментарий