Базовая кафедра вуза на предприятии что это

«В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес»

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Одной из приоритетных форм взаимодействия российских вузов и предприятий должны стать базовые кафедры, считают в Минобрнауки. О том, как эта идея может быть реализована, в интервью «РИА Новости» рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева.

— Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?

— Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте. Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов.

В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах.

В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра — это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

— Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?

— Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете — в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества. Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

— Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра — это всего лишь вывеска.

— Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности — студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр.

Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании «ФОРС» студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции.

Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе «SAP CodeJam Moscow» и второе место на конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013».

Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества.

Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований.

А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

— Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?

— Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы прежде всего на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того научные компетенции сегодня высоко востребованы ведущими компаниями.

— Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?

— Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы — например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия.

Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот — поиск предприятиями студентов для своих проектов.

Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Екатерина Рылько, специально для «РИА Новости»

Оригинал: http://ria.ru/society/20130821/957722349.html#ixzz2cdNEWm7r

Источник: https://www.hse.ru/news/edu/91654450.html

«Базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах»

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Казанский энергетический университет за два года открыл восемь базовых кафедр на площадках ведущих компаний Татарстана

Одним из критериев успешности для любого вуза является трудоустройство выпускников. Чем выше данный показатель, тем лучше вуз справляется со своими обязанностями.

Казанский государственный энергетический университет одним из первых предложил ведущим предприятиям РТ создать базовые кафедры, где студенты под чутким контролем опытных специалистов совершенствуют свои знания.

О том, насколько успешен проект и о его перспективах, рассказал проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев.

Проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев

«ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ»

– Дамир Фатыхович, что такое базовые кафедры КГЭУ и когда появились первые из них?

– Первые базовые кафедры появились примерно осенью 2014 года. Если коротко, то базовая кафедра — возможность максимально использовать инфраструктуру того или иного предприятия, как правило, гиганта отрасли, для более качественной подготовки наших выпускников.

В создании подобных площадок наш вуз крайне заинтересован, ведь мы хотим создать оптимальные условия для наших студентов.

Отрадно, что меньше чем за три года КГЭУ уже открыл 8 базовых кафедр на 8 ведущих предприятиях Татарстана, среди которых «Татэнерго», «Казэнерго», «Элекон», ООО «СервисМонтажИнтеграция» и так далее.

– Неужели студенты без должного опыта имеют доступ к сложнейшим техническим устройствам?

– Безусловно, но только под присмотром высококвалифицированных специалистов — работников предприятия, где размещена кафедра.

Более того, наличие базовой кафедры четко регламентируется законодательством, а между вузом и предприятием предусмотрено два основополагающих документа: первое —заключение двустороннего договора о создании базовой кафедры, второе — подписание положения о базовой кафедре.

Согласно этим документам, каждая базовая кафедра — это структурное подразделение КГЭУ, возглавлять его должен заведующий кафедрой. При этом в обязательном порядке выделяется помещение на территории предприятия.

Студенты же посещают базовые кафедры не когда им захочется, а согласно расписанию занятий, которое согласовывается с предприятием. Поэтому все максимально упорядочено и под контролем специалистов предприятия.

Еще один важный момент: помимо инфраструктуры предприятия, мы привлекаем и его ведущих специалистов, которые выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов, что позволяет студентам и сотрудникам предприятия вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются также и преподаватели нашего вуза.

– Получается, что практика на базовой кафедре делает со временем из рядового студента специалиста, который изнутри знает всю «кухню»?

– Именно! В этом и есть ее сакральный смысл.

Наш вуз работает на реальный сектор экономики, и наличие подобных кафедр позволяет потенциальному работодателю приглядеться к будущим сотрудникам, посмотреть, что каждый из себя представляет.

К слову, один из основных критериев по которому министерство образования оценивает успешность деятельности вузов — трудоустройство, поэтому мы заинтересованы создать все условия.

Доступ к современному оборудованию, к заказам на научно-исследовательские работы, вовлечение студентов в исследовательскую работу — все это позволяет повысить качество подготовки выпускников.

Не бывает образования без науки, как и науки не бывает без образования. Нельзя забывать и о коммерциализации разработок вуза. Например, в США и Европе это очень сильно развито.

У нас это направление тоже есть, но его темпы развития пока уступают западным.

«НАДЕЮСЬ, ЧТО НАШИ СТУДЕНТЫ СМОГУТ ПОПАСТЬ НА ЛУЧШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАНЫ»

– Ваши цели и задачи ясны, а какая выгода для ваших партнеров?

– Во-первых — снижение сроков внедрения результатов научно-исследовательской работы, поскольку только что разработанные технологии можно сразу же внедрить и испытать в реальных условиях. Во-вторых — профессиональная адаптация выпускников.

Это крайне важный момент, поскольку есть определенные корпоративные требования к будущим сотрудникам, к которым рядовой выпускник может привыкать год-два, а то и больше. И в-третьих — снижение издержек, связанных с поиском и доучиванием кадров.

– Любой ли из студентов КГЭУ может претендовать на обучение на базовых кафедрах?

В этом вопросе нет каких-либо ограничений, и проявить себя могут даже первокурсники. Просто у них еще недостаточно теоретических знаний, поэтому предпочтение отдается бакалаврам третьего-четвертого курсов или первого-второго курсов магистратуры.

– Есть ли статистика, которая позволяет понять, насколько помогают базовые кафедры трудоустроиться вашим студентам?

– Поскольку этот проект существует чуть более двух лет, полная картина еще не сформировалась, но то, что мы видим сейчас, нас вполне устраивает.

В последние годы уровень трудоустройства выпускников в целом по КГЭУ составляет более 90 процентов. Это хороший показатель.

Но на этом мы не собираемся останавливаться и рассчитываем, что развитие базовых кафедр как инструмента качественной подготовки выпускников позволит улучшить показатель по трудоустройству.

– А могут ли предприятия открыть базовую кафедру у вас?

– Создание базовых кафедр в вузах возможно и не имеет никаких ограничений по закону. Даже в том случае, если компания расположена на Дальнем Востоке или в Сибири, а базовая кафедра открывается, например, в КГЭУ.

Но в случае когда вуз хочет открыть базовую кафедру за пределами муниципального образования, законом ФЗ-273 подобные действия ограничены.

Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить бюджетные ассигнования на открытие и функционирование подобной площадки в другом регионе.

У меня уже было несколько публичных выступлений на совещаниях и конференциях различного уровня, в том числе в и Москве, где я отмечал необходимость внесения изменений в федеральный закон, чтобы вузы могли открывать базовые кафедры за пределами муниципального образования, поскольку это способствует развитию вуза.

Очень надеюсь, что в ближайшее время удастся найти золотую середину в этом вопросе, тогда и предприятия будут активнее идти на контакт, что позволит нашим студентам получать необходимый опыт и практику на лучших предприятиях страны.

16+

На правах рекламы

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/339454

Базовая кафедра вуза на предприятии что это | Полное право

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Проведение учебно-методической работы, в том числе:

  • участие в разработке учебных планов подготовки бакалавров и магистров по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);
  • разработка на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее — ФГОС ВО) и учебных планов рабочих программ по закрепленным за базовой кафедрой дисциплинам;
  • подготовка учебников, учебно-методических пособий по дисциплинам кафедры;
  • разработка и внедрение новых технологий обучения.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Если законопроект будет принят, обучение на базовых кафедрах будет способствовать тесному взаимодействию между будущим работодателем, студентом и университетом.

Вузы смогут открыть кафедры на производствах по всей россии

Первые базовые кафедры появились в России в начале «нулевых». Тогда Министерство образования РФ определило порядок создания вузами кафедр на базе научных организаций, осуществляющих образовательный процесс. В 2013 году появилась возможность организовывать их и на предприятиях.

В отличие от филиалов, которые есть во многих университетах, базовые кафедры являются самостоятельными структурными подразделениями, организованными одним или несколькими образовательными учреждениями совместно с промышленниками.

И, по мнению экспертов, именно такие формы организации профессионального образования наиболее эффективны.

Аттестационная комиссия вправе требовать от кандидата заверенных копий документов, подтверждающих стаж работы в организации, деятельность которой связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы высшего образования, а также иных документов, необходимых для принятия решения.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев считает, что базовые кафедры вне вуза полезны и они дают совсем другое качество образования, нежели кафедра, находящаяся на базе высшего учебного заведения. — Нужно быть ближе к производству и делу.

Причем на юридический можно поступить и в СПбГУ, и в МГУ, и в КФУ. Кроме этих стандартных факультетов, в многопрофильном вузе могут быть и редкие или вовсе уникальные: такие как городского и регионального развития (ВШЭ) или космических исследований (МГУ).

Их окончить можно только в этих вузах.

Создание творческих коллективов с привлечением обучающихся, аспирантов и преподавателей для реализации совместных научно-исследовательских проектов.

Количество ставок профессорско-преподавательского состава базовой кафедры устанавливается приказом ректора университета на каждый учебный год в соответствии с установленными нормами учебной нагрузки.
Базовая кафедра реализует образовательный процесс по направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов и программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. 1.

«базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах»

Имеется в виду законопроект, направленный на снижение административных препятствий для вузов, которые хотели бы создавать свои подразделения при предприятиях для того, чтобы студенты получали практические знания. На днях данный документ прошел процедуру нулевого чтения в ОП РФ.

Сегодня, по словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, основной барьер для вузов, желающих открыть свои кафедры при предприятиях, заключается в том, что они не могут свободно вести свою деятельность за пределами муниципального образования, в котором находятся.
Это правильно. Смысл базовой кафедры — быть ближе к тому, чему вы учите студентов, и к тому месту, где потом они эти знания будут применять. Самые прорывные в науке и технологиях вещи делаются в основном людьми молодого возраста.

Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации.

Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.


Штатное расписание базовой кафедры согласовывается в установленном порядке, утверждается ректором (проректором по учебной работе) и доводится до сведения работников кафедры.

В настоящее время можно определить следующие векторы развития базовых кафедр: 1. 3. Поиск финансовых механизмов поддержки базовых кафедр как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. 4.

Поиск механизмов закрепления выпускников базовых кафедр на базовых предприятиях. 5.

Разработка методик оценки эффективности деятельности базовых кафедр как в части достижения целей, выдвигаемых со стороны вуза, так и для решения задач бизнес-структур.

Подобные примеры уже есть. Так, процедуру преобразования уже проходит Чусовской филиал вуза в Пермском крае, созданный при металлургическом заводе. Через четыре года там появится новый производственный комплекс. Менеджмент предприятия понимает: в 2017 году к работе должны приступить определенное количество специалистов по ряду специальностей.

Их подготовкой и займется расположенная непосредственно на заводе базовая кафедра, программы для которой разрабатываются вузом и предприятием совместно.
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток.

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. О совершенствовании системы профобразования сегодня не говорит только ленивый.

В российском экспертном сообществе кипят споры о целесообразности перехода к новой модели технического образования: от школы знаний к школе компетенций. Большинство практиков уверены: массово готовить универсальных специалистов не имеет смысла.

В первую очередь такого мнения придерживается бизнес.

Поскольку вузы готовят специалистов для всех отраслей экономики и сфер общественной жизни, факультеты бывают самые разные, но их названия во всех университетах и институтах отражают направления подготовки.

Для этого им приходится создавать филиалы. «Но многие из них не достигают тех показателей, которые предъявляются к крупным образовательным учреждениям, и закрываются», – обратил внимание Александр Соболев.

В узкопрофильных институтах или академиях, готовящих специалистов для определенных сфер профессиональной деятельности, факультеты чаще всего без преувеличения эксклюзивные, как, например, во ВГИКе – анимации или сценарного мастерства и киноведения, в академии имени Строганова – искусства реставрации.

Если студент начинает свою научную работу, когда ему, условно, 20 или 21 год, это колоссальное преимущество. Но он должен заниматься реальной научной и производственной работой. Пусть будет поначалу тяжело, но он сразу попадает на самый современный уровень.

Кроме того, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов назвал создание базовых кафедр одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий [3]. Предприятия хотят принимать в свои ряды тех молодых специалистов, которые смогут максимально быстро адаптироваться на новом рабочем месте и приносить пользу.

Неэффективные филиалы вузов могут быть преобразованы в базовые кафедры для промышленных предприятий, нуждающихся в узкоспециализированных кадрах. Такое предложение высказали недавно представители Уральского федерального университета (УрФУ). Это позволит совершенствовать систему профессионального образования.

При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.
Преобразование части филиалов в базовые кафедры для конкретных предприятий, где есть потребность в подготовке специалистов, представляется правильным решением, — считает ректор УрФУ Виктор Кокшаров.

В специализированных относительно небольших вузах (например, в узкопрофильных академиях, институтах – транспорта, таможенного дела и т. д.) их начитывается пять-десять. В структуре крупных классических университетов обычно несколько десятков факультетов (В МГУ – 43, в СПбГУ – 18).

Мы столкнулись с тем, что одну из наших базовых кафедр возглавляет доктор наук, но он не имеет звания профессора или доцента, и по формальному признаку это является нарушением.

Когда мы говорим о базовых кафедрах, то такие нормы фактически бывают невыполнимы, потому что практически всегда руководителями таких кафедр являются представители производства, и у них не всегда есть звание или степень, а тем более то и другое вместе, — добавил Артем Аджемов.

Содействие научно-исследовательской деятельности университета путем привлечения экспериментальной и производственной базы организации для выполнения научно-исследовательских работ университета.

Еще один важный момент: помимо инфраструктуры предприятия, мы привлекаем и его ведущих специалистов, которые выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов, что позволяет студентам и сотрудникам предприятия вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются также и преподаватели нашего вуза.

Источник: http://novocnit.ru/strakhovoe-pravo/811-bazovaya-kafedra-vuza-na-predpriyatii-chto-yeto.html

Инициатива о создании базовых подразделений вузов при предприятиях названа своевременной и необходимой

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Имеется в виду законопроект, направленный на снижение административных препятствий для вузов, которые хотели бы создавать свои подразделения при предприятиях для того, чтобы студенты получали практические знания. На днях данный документ прошел процедуру нулевого чтения в ОП РФ.

Сегодня, по словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, основной барьер для вузов, желающих открыть свои кафедры при предприятиях, заключается в том, что они не могут свободно вести свою деятельность за пределами муниципального образования, в котором находятся. Для этого им приходится создавать филиалы. “Но многие из них не достигают тех показателей, которые предъявляются к крупным образовательным учреждениям, и закрываются”, – обратил внимание Александр Соболев. Отметим, что в настоящее время Минобрнауки России оценивает вузы и их филиалы с точки зрения эффективности по одинаковым критериям. Например, по среднему баллу ЕГЭ, численности обучающихся и инфраструктуре (Показатели по направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования).

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз.

Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.

Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы.

Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству.

Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству (ч. 5 ст. 51 закона об образовании).

Также он обратил внимание на то, что сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.

В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Эксперт сообщил, что форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (ч. 7 ст. 13 закона об образовании). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.

По оценке спикера, в представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.

В целом, по мнению разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит качество образовательного процесса и будет способствовать интеграции образовательной и практической деятельности, в частности, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Аналогичной позиции придерживаются и представители вузов.

В каких изданиях студенты вправе публиковать свои работы на бесплатной основе? Узнайте из материала “Права студентов” в “Домашней правовой энциклопедии”. Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подчеркнул, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии.

Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать основой для будущего трудоустройства студентов.

Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.

Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

На необходимость доработки проекта закона указала и заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, в то же время отметив, что потребность в предлагаемых нововведениях колоссальна.

Она подчеркнула, что подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании.

Так, она допустила, что будет изменен Налоговый кодекс, поскольку у предприятий в результате взаимодействия с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности.

Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она предложила отразить еще и в Трудовом кодексе.

Наряду с этим Любовь Духанина заявила, что законопроект будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет отдельно лицензироваться. “Если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это непонятно.

Можно говорить о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред.

], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений”, – заявила представитель Госдумы.

Источник: http://www.garant.ru/news/1092321/

Карина Шахгельдян: что такое базовая кафедра в вузе. О преимуществах обучения IT-специалистов во ВГУЭС

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Одной из современных форм взаимодействия вуза с бизнесом и повышения практикоориентированности обучения является создание в университетах базовых кафедр предприятий, когда студентов, наряду с университетскими  преподавателями, обучают специалисты предприятия.

Эта форма сотрудничества широко распространена в европейских вузах, но для России – новшество. Однако  у ВГУЭС опыт такого сотрудничества уже есть.

О его особенностях рассказала директорИнститута информационных технологий, доктор технических наук, профессор Карина Шахгельдян.

– Карина Иосифовна, что такое базовые кафедры внешних IТ-компаний и академических институтов в вузах?

– Базовые кафедры  –  это возможность объединить внешние ресурсы (компаний или академических институтов) и ресурсы университета с целью повышения качества учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и ученых, а также современного оборудования, которое есть в коммерческих компаниях и академических институтах.

В Институте информационных технологий ВГУЭС создана и работает базовая кафедра современной оптики, фотоники и интеллектуальных систем совместно с Институтом автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИАПУ ДВО РАН). Её цель – повышение  профессионального уровня выпускников по трем IТ-направлениямкафедры информационных технологий и систем (ИТС). Наш вуз – единственный на Дальнем Востоке имеет базовую кафедру по IТ- направлению.

– Какие преимущества получают студенты, обучаясь на базовой кафедре?

– Сотрудники базовой кафедры – это ведущие ученые ИАПУ ДВО РАН – профессора, доктора и кандидаты наук. Это ученые с именем, имеющие большой опыт в реализации научных проектов, хоздоговорных работ, публикации в ведущих профессиональных изданиях.

Эти ученые не только читают лекции и проводят лабораторные и практические занятия для наших студентов, но, во-первых, они используют для лабораторных работ высокотехнологичное оборудование, имеющееся в распоряжении института, во-вторых, они привлекают студентов к проектам, в которых сами участвуют.

Поэтому наши студенты не только общаются с выдающимися учеными, но и осваивают новейшее современное высокотехнологичное оборудование, получают опыт практической и научно-исследовательской работы, опыт командной работы, обеспечивают, таким образом, свое конкурентное преимущество на рынке труда. Благодаря работе базовых кафедр рынок труда в перспективе  получает выпускников с нужными компетенциями, а такие выпускники имеют явные конкурентные преимущества.

– Каким образом происходит закрепление студента за преподавателем базовой кафедры?

– Абитуриент поступает на бакалавриат или в магистратуру в Институт информационных технологий ВГУЭС, на кафедру информационных технологий и систем. Работа с учеными базовой кафедры начинается со 2-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры.

В последнем семестре 3-го курса студенты бакалавриата решают сами, какие преподаватели и направления базовой кафедры им интересны, и закрепляются за ученым для выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Студенты магистратуры принимают такое решение значительно раньше, в первом семестре, так как почти сразу с ними работают ученые ИАПУ.

Сегодня на базовой кафедре Института информационных технологий ВГУЭС студенты изучают дисциплины: «Физические основы наноэлектронники», «Источники и приемники оптического излучения», «Оптоволоконные линии связи», «Оптические сети доступа», «Компоненты системы оптической связи», «Облачные технологии», «Управление требованиями», Технология программирования», «Интеллектуальные системы».

Наши магистранты активно подключаются к проектам, которые ведет ИАПУ ДВО РАН. Так, два магистранта участвуют в совместном проекте ВГУЭС и ИАПУ ДВО РАН по внедрению технологии Big Data в медицине. Два выпускника 2015 года остались работать в ИАПУ ДВО РАН.

Помимо организации дисциплин, которые читают представители базовых компаний, и руководства курсовыми и дипломными проектами, базовые кафедры занимаются организацией стажировок студентов вуза в ИАПУ ДВО РАН. Тесное взаимодействие с базовой кафедрой – это хороший шанс заявить о себе, получить профессиональные навыки, опыт реальной работы по специальности – и все это в процессе обучения.

Сегодня образование в области информационных технологий во ВГУЭС дает студентам значительные преимущества.

Благодаря базовой кафедре идет практическое обучение, студенты приобретают реальные профессиональные навыки.

Добавлю, что, кроме этого, ВГУЭС сотрудничает с такими IТ-предприятиями, как «Фарпост», «Ронда», «Сервис-центр», DNS, где студенты проходят стажировки, получают опыт работы и остаются там.

– Какие сегодня вы можете назвать перспективные проекты Института информационных технологий ВГУЭС, в которых могли бы принять участие студенты – нынешние и будущие?

– В этом году мы запустили проект «Использование технологий Big Data в программах сохранения и развития здоровья населения Приморского края».

  Проект объединяет под патронажем Администрации Приморского края ученых ВГУЭС, ИАПУ ДВО РАН, Тихоокеанского государственного медицинского университета, Медицинский информационно-аналитический центр, Центр гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзор.

Учеными ВГУЭС выполняются работы,  связанные с хранением и обработкой больших  массивов информации, построением систем и сервисов, в том числе с использованием ГИС-технологий. Проект направлен на улучшение здоровья жителей Приморского края. В проекте активное участие принимают студенты старших курсов и магистранты.

Много лет ВГУЭС развивает Электронный кампус. В разработке сервисов и систем Электронного кампуса активное участие всегда принимали студенты. Выпускники 2015 года, например, разработали сервис навигации (Nav-in), мобильные версии сервисов «Портфолио студента», «Портфолио сотрудника».

В рамках выполнения гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на кафедре ИТС готовится к защите докторская диссертация по навигации судов. В проекте активно участвуют студенты, магистранты и аспиранты.

Источник: http://old.vvsu.ru/analytic/article/2144968941/karina_shahgeldyan_chto_takoe

Вузы смогут открывать кафедры на производствах по всей России

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Как выяснили «Известия», Министерство образования и науки разработало пакет поправок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций.

Речь идет о базовых кафедрах, которые возможны в двух видах — компании открывают их в вузах или вузы открывают их в компаниях. Речь идет о втором случае.

Сама по себе базовая кафедра является учебной площадкой для студентов, где готовят специалистов определенной направленности. 

В настоящее время распространен первый вариант создания базовых кафедр, когда компания по договоренности с вузом открывает свою кафедру для подготовки специалистов под свои нужды. В этом варианте никаких ограничений по закону нет и компания из Москвы может совершенно спокойно открыть такую кафедру на другом конце России.

В обратном варианте, когда вуз хочет открыть кафедру на интересном ему производстве, есть проблема — возможность создания базовой кафедры за пределами муниципального образования не предусмотрена законом «Об образовании».

Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить выделенные ему бюджетные деньги на открытие подобной площадки в другом регионе. Сейчас ведомством предлагается прописать в ст. 27 закона «Об образовании» возможность для вузов открывать базовые кафедры и за пределами своего муниципального образования.

К примеру, Новосибирский университет сможет открыть базовую кафедру на «Уралвагонзаводе», хотя они и находятся в разных муниципальных образованиях. По оценкам ведомства, предлагаемые поправки могут вступить в силу в сентябре 2016 года.

— Речь идет о создании базовых кафедр на предприятиях и в научных организациях. Изменения в закон позволят создавать структурные подразделения вузов непосредственно в шаговой доступности от производств и тех мест, где идут научные исследования.

Все это позволит привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и сделать подготовку специалистов практичной и эффективной. Поправки в закон позволят снять ограничение, связанное с возможностью создания таких кафедр только в пределах муниципального образования.

После принятия закона вузы смогут создавать такие кафедры и на удаленных площадках, — пояснили в пресс-службе Минобрнауки.

В ведомстве также добавили, что создание базовых кафедр было осложнено необходимостью лицензировать их работу.

По гражданскому законодательству обособленное подразделение учебного заведения в другом регионе или муниципалитете обязано пройти лицензирование как самостоятельное образовательное учреждение, а изменения в законодательстве позволяют создавать базовые кафедры без их лицензирования.

«Известия» обратились к ректорам высших учебных заведений, на чьих площадках открыли свои базовые кафедры такие компании, как «Ростелеком», «Яндекс», Сбербанк и многие др.

Ректор МТУСИ Артем Аджемов считает, что всякого рода формальные ограничения идут во вред.

— Во главе угла должно стоять дело. Если деятельность этой структуры оказывает поддержку университету и лучшему образованию студентов, то это надо только приветствовать. Всё зависит от предприятий и производств. Когда предприятия нуждаются в обновлении кадров, то они с охотой идут на создание подобных структур. Они динамично и хорошо работают, — отметил Артем Аджемов.

По словам ректора МТУСИ, есть еще одна правовая проблема в работе с базовыми кафедрами и кроется она в действующем законодательстве, согласно которому заведующий кафедрой обязан обладать степенью и званием.

— Мы столкнулись с тем, что одну из наших базовых кафедр возглавляет доктор наук, но он не имеет звания профессора или доцента, и по формальному признаку это является нарушением.

Когда мы говорим о базовых кафедрах, то такие нормы фактически бывают невыполнимы, потому что практически всегда руководителями таких кафедр являются представители производства, и у них не всегда есть звание или степень, а тем более то и другое вместе, — добавил Артем Аджемов.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев считает, что базовые кафедры вне вуза полезны и они дают совсем другое качество образования, нежели кафедра, находящаяся на базе высшего учебного заведения.

— Нужно быть ближе к производству и делу. Это правильно. Смысл базовой кафедры — быть ближе к тому, чему вы учите студентов, и к тому месту, где потом они эти знания будут применять. Самые прорывные в науке и технологиях вещи делаются в основном людьми молодого возраста.

Если студент начинает свою научную работу, когда ему, условно, 20 или 21 год, это колоссальное преимущество. Но он должен заниматься реальной научной и производственной работой. Пусть будет поначалу тяжело, но он сразу попадает на самый современный уровень.

Если он пару лет проработал в этой организации как студент или аспирант, то у него нет никаких адаптаций и он сразу включается в дело, что выгодно производству, — считает Николай Кудрявцев.

Ректор Физтеха отметил еще одну особенность в организации базовых кафедр.

По его словам, необходимо применять различные модели и подходы к организации таких кафедр, так как сейчас во всем мире технологические прорывы происходят в небольших компаниях с небольшим количеством сотрудников, которым не по карману содержание базовой кафедры.

Выходом из этого Николай Кудрявцев видит создание кластерной модели, где на основе общего ядра студенты могли бы получать лекции, а научную и производственную работу осуществлять под руководством сотрудников небольших, но очень динамичных компаний.

Источник: https://iz.ru/news/591160

Юрист Михайлов
Добавить комментарий