Отличие легкового автомобиля от грузового

Грузовой или легковой – вот вопрос

Отличие легкового автомобиля от грузового

Все, что может повлечь за собой дополнительные траты, является потенциальным источником проблем. “Почему так, а не иначе?” – спрашивают у нас читатели.

И мы, порой давая ответы, вынуждены разводить руками: потому что…

История с определением категории транспортного средства при уплате таможенных платежей, утилизационного сбора и при постановке его на учет в ГАИ в нашей стране две большие разницы.

Несколько лет назад мы уже поднимали эту тему. Тогда приобретенный Dodge Ram Van 2012 года при расчете таможенной пошлины сотрудники таможни классифицировали как легковой, а при уплате утилизационного сбора – как грузовой. Учитывая действующие ставки, получилось, что с одного авто дважды взяли по максимуму.

Такое произошло, потому что в первом случае сотрудник, оформлявший документы, руководствовался таможенным законодательством (Таможенным кодексом Таможенного союза и постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16 ноября 2007 г. №110 “О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза”), а во втором – Межгосударственным стандартом ГОСТ 31286-2005 “Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация”.

Интересно, да?

Но проблемы с категорией на этом для таких автовладельцев не заканчиваются. Ведь впереди регистрация машины, заключение договора страхования, прохождение техосмотра и уплата госпошлины. Страховка на грузовик стоит дороже (разница может составить порядка 20 евро), а госпошлина для легковых и грузовых ТС массой от 2,5 до 3 т отличается на 11 базовых.

Но такое расхождение в подходах не нравится только автовладельцам, а в глазах государства все происходит по закону. И о том, будет ли что-то меняться, нет никакой информации.

А тем временем в редакцию то и дело приходят рассказы о машинах, которые, словно хамелеоны, меняют категорию в зависимости от того, какой платеж предстоит внести. Мы попробовали разобраться с такими случаями.

Точка зрения зависит от занимаемой должности?

“Имею VW Transporter Т5 2005 года, 5 пассажирских мест.

На таможне его сперва требовали растаможить как грузовой из-за глухого заднего отсека (то есть за водителем у пассажиров есть стекла, а дальше – железо), но по справке от официального дилера приняли как легковой. С виду он без задних стекол – в нашем понимании грузопассажирский. Так его и поставили на учет в ГАИ. И выдали соответственно грузовые “номера”.

Теперь мне надо платить пошлину как за грузовик, страховки – как грузовику. Но ведь в справке с завода четко указано: “Легковой пассажирский с количеством пассажирских мест не более пяти”.

Также в опциях исполнения автомобиля указано, что “грузовая перегородка не устанавливалась”.

Пытаюсь перерегистрировать его как легковой, написал в нашу ГАИ, они тоже запросили справку официального дилера, но для них важнее советский ГОСТ, где на картинке подобное авто классифицировано как “грузопассажир”.

Я полагал, что если завод выпустил пассажирский автомобиль, то он до смерти (или переделки) таким и остается. Даже таможня приняла этот аргумент. Рассматривается ли подобный вопрос в Венской или Женевской конвенциях о дорожном движении?”

Трудно сказать, откуда у таможенных органов изначально возникла идея классифицировать этот автомобиль как грузовой.

В постановлении ГТК РБ от 16.11.

2007 №110 “О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза” четко сказано, что грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 (грузовой автомобиль) единой ТН ВЭД ЕАЭС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, перечисленных ниже:

– количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сиденьем водителя, не превышает двух (в данном случае это требование выполняется);

– салон не содержит других сидений для пассажиров или постоянных мест и приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений (требование не выполняется);

– отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д. (требование не выполняется ).

Грузовые автофургоны могут иметь следующие конструктивные особенности: 

– пространство салона может быть разделено перегородкой любой конструкции из любого материала;

– в боковых стенках грузовой части салона могут располагаться одна или две (с разных сторон кузова) двери, имеющие окна; 

– в задней стенке кузова может располагаться дверь/двери, имеющие окно/окна; 

– грузовая часть салона может иметь освещение; 

– в случае отсутствия двери в задней стенке кузова в ней может быть расположено окно.

Автофургоны, не удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям, классифицируются в товарной позиции 8702 (автомобили для перевозки 10 человек и более (автобусы)) или 8703 (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили) единой ТН ВЭД ЕАЭС в зависимости от количества мест для сидения.

Таким образом, все требования, предъявляемые к конструкции и компоновке автомобиля, одновременно не выполняются. Следовательно, таможенные органы изначально должны были классифицировать этот автомобиль по товарной позиции 8703, без каких-либо справок от официального дилера.

Для расчета размера утилизационного сбора категории транспортных средств сейчас определяются согласно классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011): 

“Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории М1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза; N (то есть грузовой. – Прим. ред.), если это условие не выполняется”.

Рассчитаем:

P-(M+Nх68)>Nх68, где

P – технически допустимая максимальная масса, кг,

M – масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг,

N – количество мест для сидения, кроме места водителя.

2800-(2125+5х68)>5х68

335>340

Условие выполняется, поэтому утилизационный сбор будет рассчитан как для категории М1.

Аналогичный подход содержится и в ГОСТ 31286-2005 “Транспорт дорожный”, который берет на вооружение МРЭО, когда оформляет регистрационные документы.

Но, к сожалению, инспекторов интересует не категория, а тип транспортного средства. В самом ГОСТе мы видим, что “требования” сводятся к соотнесению картинок-шаблонов с действительностью.

С вопросом, как происходит определение типа транспортного средства при постановке его на учет, мы обратились в ГАИ. В ведомстве полагают, что эта проблема урегулирована должным образом.

Ответ УВД Миноблисполкома

“Порядок регистрации транспортных средств на территории Республики Беларусь регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 №1849 “Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств” (далее Постановление).

В соответствии с пунктом 2 Постановления государственная регистрация и государственный учет транспортных средств осуществляются в целях их идентификации и учета.

Идентификация транспортного средства – комплексное исследование, включающее установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его тип, марку, модель, модификацию, цвет, тип кузова и соответствия их записям в сопроводительной документации.

В графу свидетельства о регистрации транспортного средства “тып ТС” вносится  тип транспортного средства в соответствии с главой 2.2 “Механические транспортные средства” ГОСТ 31286-2005 “Транспорт дорожный”.

Следуя из описания, указанное Вами транспортное средство  соответствует типу ТС – грузопассажирский, тип кузова – вагон (п.2.2.5.3 ГОСТ 31286-2005 “Транспорт дорожный”)”.

Схожий ответ автору вопроса дала и Полоцкая ГАИ.

На фоне всего сказанного выше у автора вопроса есть два варианта действий: переоборудовать автомобиль, как рекомендовали в ГАИ, или оспаривать определенный при регистрации тип.

Сем раз отмерь, потом ввози

Фото использовано в качестве иллюстрации

“Я как юрлицо не могу растаможить пикап-даблкэб как грузовик категории “В”. Наша таможня не может найти соответствующий код, подводя под растаможку как легковой автомобиль с соответствующими пошлинами. А объемы двигателей у пикапов, особенно американских, всем понятно какие.

И тут вопрос. Таможат как легковые, ГАИ ставит на учет как грузовые, с грузовыми “номерами” и двойной оплатой дорожного сбора, а в это же время россияне спокойно таможат по системе грузовых авто категории “В”. В Москву контейнерами везут.

У нас люди готовы платить в бюджет деньги, а с ними так…”

В то время как автор вопроса кивает на непроверенную информацию о том, как происходит оформление в России (“в Москву контейнерами везут”), и намекает на некомпетентность наших органов (“таможня не может найти соответствующий код”), мы бы посоветовали ему перед ввозом автомобиля заранее поинтересоваться нюансами оформления.

Обратимся к документам. Конкретные рекомендации по пикапам комиссия Таможенного союза разработала еще в 2011 году. Суть их такова.

“Транспортные средства типа PickUp, имеющие грузовую платформу, классифицировать в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС (то есть грузовой автомобиль. – Прим.ред.) в случае, если они имеют более двух осей, или полную массу более 3500 кг, или выполняется ЛЮБОЕ из следующих условий:

1. Максимальная внутренняя длина площадки для перевозки грузов (грузовой платформы) превышает 50% длины колесной базы транспортного средства. Необходимым требованием для данного условия является отсутствие каких-либо изменений конструкции, влияющих на изменение длины колесной базы, длины грузовой платформы.

2. P-(M+Nx68) > Nx68, где:

P – технически допустимая максимальная масса груженного транспортного средства, установленная заводом-изготовителем, кг;

M – масса снаряженного транспортного средства, кг. Под массой снаряженного транспортного средства понимается масса порожнего транспортного средства. Эта масса включает в себя также массу охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей, инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг);

N – число мест для сидения, за исключением места водителя.

В ином случае автомобиль классифицируется в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС (то есть легковой автомобиль. – Прим ред.).

О том, что автомобиль одной и той же модели с кузовом пикап может оказаться и легковым, и грузовым, свидетельствуют и примеры предварительных решений.

8703239089 – АВТОМОБИЛЬ Б/У ЛЕГКОВОЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЮДЕЙ, МАРКА: TOYOTA, МОДЕЛЬ: HILUX 2.7, VIN: MR0FX22G3C1338598, КУЗОВ: № ОТСУТСТВУЕТ, ШАССИ: № MR0FX22G3C133859

8703321990 – А/М НОВЫЙ ГРУЗОВОЙ-БОРТОВОЙ (ПИКАП) МАРКА:”TOYOTA HILUX”, КАТЕГОРИЯ ТС: В, VIN:MR0KB3CD100900524, ШАССИ (РАМА): MR0KB3CD100900524, ТИП ДВИГ.: ДИЗЕЛЬНЫЙ

8704213100 – TOYOTA HILUX, ГОД ВЫП. 2016, VIN MR0HA3CD400704235, ЧЕРНЫЙ, КУЗОВ ОТСУТСТВУЕТ, ШАССИ MR0HA3CD400704235, ДВИГ. 0193549, ОБЪЕМ 2755СМ3, ГРУЗ.МОЩН

8704213100 – НОВЫЙ ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ,МАРКА/МОДЕЛЬ “TOYOTA HILUX”,ТИП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА: ГРУЗОВОЙ-БОРТОВОЙ, 2016Г/В;ТИП ДВИГАТЕЛЯ-ДИЗЕЛЬНЫЙ; РАБ. ОБЪЕМ:2755.

Поэтому перед ввозом ТС мы настоятельно рекомендуем оценить перспективы его оформления в нашей стране и постараться не утратить рассудок в попытках изучения и постижения логики всех действующих документов.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Источник: https://www.abw.by/novosti/law/204589

Налог на транспортные средства

Отличие легкового автомобиля от грузового

Любому владельцу автомобиля нужно знать сроки и порядок уплаты налога на транспортные средства, а также ставки, по которым рассчитывается размер налога.

Кто является плательщиком налога на транспорт?

  • Физические лица, имеющие транспортные средства на праве собственности.
  • Юридические лица, их структурные подразделения, имеющие транспортные средства на праве собственности.
  • Лизингополучатели по объектам налогообложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга.

Владелец транспортного средства по доверенности должен производить уплату налога не от своего имени, а от имени собственника указанного в документах на автомобиль.

(пункт 1 статьи 365 Налогового кодекса Республики Казахстан).

За какие транспортные средства нужно уплачивать налог?

В соответствии со статьей 366 Налогового кодекса налог на транспортные средства уплачивается за все транспортные средства, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан, за исключением:

  • карьерных автосамосвалов грузоподъемностью 40 тонн и выше;
  • специализированных медицинских транспортных средств;
  • морских судов, зарегистрированных в международном судовом реестре Республики Казахстан.

Для физических лиц

Срок уплаты налога в бюджет для физических лиц – не позднее 31 декабря текущего года. В случае прохождения регистрации, перерегистрации, государственного или обязательного технического осмотра транспортных средств, физические лица производят исчисление и уплату налога в бюджет до совершения указанных действий (пункт 3 статьи 369 Налогового кодекса).

Для юридических лиц

Юридические лица производят уплату сумм текущих платежей по месту регистрации объектов обложения путем внесения текущих платежей не позднее 5 июля текущего года.

  В случае приобретения транспортного средства после 1 июля юридические лица производят уплату налога по указанному транспортному средству не позднее 10  календарных дней после наступления срока представления декларации по налогу на транспортные средства, которая сдается до 31 марта года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 369 Налогового кодекса).

Расчет налога на транспортные средства

Размер налога рассчитывается собственником самостоятельно по каждому транспортному средству по ставкам, установленным в месячных расчетных показателях (МРП). Для легковых автомобилей налоговая ставка составляет от 1 до 117 МРП, а для грузовых от 3 до 9 МРП.

Налоговые ставки установлены пунктом 1 статьи 367 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

№п/пОбъект налогообложенияНалоговая ставка
1.Легковые автомобили (автомобили категории B; моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой (автомобили-пикапы); автомобили увеличенной вместимости и повышенной проходимости, превышающие требования категории B по разрешенной максимальной массе и (или) количеству пассажирских мест (внедорожники, в том числе джипы, а также кроссоверы и лимузины)) с объемом двигателя (куб. см):до 1 100 включительно1
свыше 1 100 до 1 500 включительно2
свыше 1 500 до 2 000 включительно3
свыше 2 000 до 2 500 включительно6
свыше 2 500 до 3 000 включительно9
свыше 3 000 до 4 000 включительно15
свыше 4 000117
2.Легковые автомобили с объемом двигателя свыше 3000 куб. см., произведенные (изготовленные или собранные) в Республике Казахстан после 31 декабря 2013 года или ввезенные на территорию Республики Казахстан после 31 декабря 2013 года с объемом двигателя (куб. см):свыше 3 000 до 3 200 включительно35
свыше 3 200 до 3 500 включительно46
свыше 3 500 до 4 000 включительно66
свыше 4 000 до 5 000 включительно130
свыше 5 000200
3.Грузовые, специальные автомобили (автомобили категории C, за исключением указанных в предыдущем подпункте) грузоподъемностью (без учета прицепов):до 1 тонны включительносвыше 1 тонны до 1,5 тонны включительносвыше 1,5 до 5 тонн включительносвыше 5 тонн3579
4.Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования3
5.Автобусы:до 12 посадочных мествключительно свыше 12 до 25 посадочных мест включительносвыше 25 посадочных мест91420
6.Мотоциклы, мотороллеры, мотосани,маломерные суда, мощность двигателя которых: до 55 кВт включительносвыше 55 кВт 110
7.Катера, суда, буксиры, баржи, яхты(мощность двигателя в лошадиных силах):до 160 включительносвыше 160 до 500 включительносвыше 500 до 1 000 включительносвыше 1 0006183255
8.Летательные аппараты4% от МРП с каждого киловатта мощности
9.Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый:для вождения поездов любых категорий по магистральным путям;для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи;на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути.Мотор-вагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи.1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства

В соответствии с пунктом 2 статьи 367 Налогового кодекса при объеме двигателя легковых автомобилей свыше 1 500 до 2 000 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 3 МРП, свыше 2 000 до 2 500 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 6 МРП, свыше 2 500 до 3 000 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 9 МРП, и объеме двигателя свыше 3 000 до 4 000 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 15 МРП, сумма налога увеличивается за каждую единицу превышения указанного объема двигателя на 7 тенге.

Согласно пункту 2-1 статьи 367 Налогового кодекса при объеме двигателя легковых автомобилей, произведенных (изготовленных или собранных) в Республике Казахстан после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию Республики Казахстан после 31 декабря 2013 года, свыше 1 500 до 2 000 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 3 МРП, свыше 2 000 до 2 500 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 6 МРП, свыше 2 500 до 3 000 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 9 МРП, свыше 3 000 до 3 200 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 35 МРП, свыше 3 200 до 3 500 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 46 МРП, свыше 3 500 до 4 000 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 66 МРП, свыше 4 000 до 5 000 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке 130 МРП, свыше 5 000 кубических сантиметров, облагаемого по ставке 200 МРП, сумма налога увеличивается на каждую единицу превышения соответствующей нижней границы объема двигателя на 7 тенге.

Легковой автомобиль

Необходимо уплатить налог на легковой автомобиль Mercedes Benz, 2009 года выпуска с объемом двигателя 2996 см3.

1) Согласно пункту 1 статьи 367 Налогового кодекса транспортное средство относится к группе от 2 500 до 3 500 см3 включительно, следовательно ставка налога составляет 9 МРП.

9 * 1982 = 17 838 тенге.

2) Теперь следует учесть дополнительные кубические сантиметры,  то есть доплатить по 7 тенге за каждую единицу превышения объёма 2500 см3. Таких единиц превышения в данном случае: 2996 – 2500 = 496.

7 * 496 = 3 472 тенге

3) В завершение необходимо сложить оба результата.

17 838 + 3 472 = 21 310 тенге.

Таким образом, за легковой автомобиль с объёмом двигателя 2996 см3 в 2015 году следует уплатить налог на транспорт в размере 21 310 тенге.

Грузовой автомобиль

Для грузового транспорта налог рассчитывается в одно действие. В качестве примера, возьмем автомобиль с грузоподъемностью 1200 килограмм.

Он относится к группе свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно, следовательно ставка составляет 5 МРП.

1982 * 5 = 9 910 тенге.

Расчет налога, если транспортное средство находилось в собственности менее года

Согласно пункту 1 статьи 368 Налогового кодекса в случае нахождения транспортного средства на праве собственности менее 1 года сумма налога исчисляется за период фактического нахождения в собственности путем деления годовой суммы налога на 12 и умножения на количество месяцев фактического нахождения транспортного средства на праве собственности. При определении количества месяцев расчет производится с 1 января или с 1 числа месяца в котором произошло приобретение транспортного средства до 31 декабря или до 1 числа месяца, в котором транспортное средство было передано другому лицу (пункт 2 указанной статьи).

Переход ранее уплаченной суммы налога к покупателю автомобиля

В соответствии с пунктом 3 статьи 368 Налогового кодекса при продаже или обмене транспортных средств между физическими лицами, в случае, если в течение текущего года передающей стороной уплата годовой суммы налога произведена полностью, такая уплата налога будет считаться уплатой транспортного налога приобретающей стороны за текущий год по передаваемому транспортному средству, если это условие согласовано в договоре купли-продажи или мены. Таким образом, для перехода уплаченной суммы стороны должны обязательно предусмотреть в договоре соответствующее условие.

Расчет налога за ввезенное транспортное средство

Согласно пункту 4 статьи 368 Налогового кодекса физические лица при приобретении транспортного средства, не состоявшего на момент приобретения на учете в Республике Казахстан, исчисляют сумму налога за период с 1 числа месяца, в котором возникло право собственности на транспортное средство, до конца года или до 1 числа месяца, в котором право собственности прекращено.

Льготы по налогу на транспорт

В соответствии с пунктом 3 статьи 365 Налогового кодекса не являются плательщиками налога на транспортные средства:

  • юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также глава и (или) члены крестьянского или фермерского хозяйства по специализированной сельскохозяйственной технике, включенной в следующий перечень, установленный Правительством:
    • Автомобили-цистерны для перевозки молока или воды для сельскохозяйственных целей.
    • Автомобили ветеринарной службы.
    • Автозообиологические лаборатории.
    • Автокормовозы.
    • Автопогрузчики.
    • Автозаправщики сеялок.
    • Автомашины для внесения удобрений.
    • Автозагрузчик самолетов минеральными удобрениями и ядохимикатами.
    • Автотранспортировщики штабелей тюков.
    • Авторазбрасыватель приманок.
    • Ботвоуборочные машины.
    • Воздушное судно АН-2-сельскохозяйственный.
    • Жатки самоходные.
    • Зерноуборочные комбайны.
    • Колесные тракторы, самоходные шасси и мобильные энергетические средства.
    • Кормоуборочные комбайны.
    • Автомобили-мастерские по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин.
    • Самоходные косилки.
    • Стогообразователи.
    • Уборочные комбайны (по сбору корнеплодов, картофеля, томатов, зеленого горошка, хлопка и другой сельскохозяйственной продукции).
  • юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), налогооблагаемый доход которых облагается по ставке, установленной пунктом 2 статьи 147 Налогового кодекса (10%), применяющие общеустановленный порядок налогообложения, а также глава и (или) члены крестьянского или фермерского хозяйства по легковым и грузовым транспортным средствам в пределах нормативов потребности, установленных Правительством Республики Казахстан;
  • государственные учреждения;
  • участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее 6 месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, – по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
  • инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям – по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
  • герои Советского Союза и герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий “Халық қаhарманы”, “Қазақстанның Еңбек Ері”, награжденные орденом Славы трех степеней и орденом “Отан”, многодетные матери, удостоенные звания “Мать-героиня”, награжденные подвесками “Алтын алқа”, “Күмiс алқа”, – по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
  • физические лица – по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более 7 лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования.

Что нужно сделать для освобождения от уплаты транспортного налога?

Уплата налога на транспортные средства контролируется при прохождении технического осмотра, регистрации или перерегистрации транспортных средств. Для подтверждения имеющейся льготы по налогу при прохождении указанных процедур необходимо предъявить документ, подтверждающий льготу (удостоверение участника войны или приравненного к нему лица, справку об инвалидности и т.п.)

Если  лицо, имеющее право на льготы, все же получит уведомление об уплате налога, ему нужно предъявить в налоговый орган по месту жительства документ, подтверждающий право на льготы.

Источник: http://www.defacto.kz/content/nalog-na-transportnye-sredstva

Легковой или грузовой? – Автоцентр.ua

Отличие легкового автомобиля от грузового

Законодательство

Недавно в «АЦ» появилась информация об изменениях в классификации легковых и грузовых автомобилей при ввозе в Украину, вызвавших сумятицу в рядах потенциальных покупателей. Однако в статье говорилось, что таможня обещает конкретизировать изменения. Как обстоит дело сейчас?

Недавно в «АЦ» появилась информация об изменениях в классификации легковых и грузовых автомобилей при ввозе в Украину, вызвавших сумятицу в рядах потенциальных покупателей. Однако в статье говорилось, что таможня обещает конкретизировать изменения. Как обстоит дело сейчас?

Эдуард, г. Хмельницкий

Генеральный директор консалтинговой компании «Укрвнештерминалкомплекс»

Государственная таможенная служба Украины Приказом № 27 от 19 января 2010 года внесла изменения в Пояснения к Украинскому классификатору товаров внешнеэкономической деятельности. Они разработаны, чтобы обеспечить однозначное толкование этого документа.

Иными словами, ввод их в действие позволит избежать ситуаций, когда физические и юридические лица доставляют на пограничную таможню купленный за рубежом, как они считают, грузовой автомобиль, а таможня классифицирует его как легковой – разумеется, с уплатой существенно больших налогов.

Конечно, проблем не возникнет только при условии, что граждане и субъекты внешнеэкономической деятельности будут осведомлены, какие конкретно требования УКТВЭД предъявляются к грузовому авто, а какие – к легковому. В этом помогут разобраться введенные в действие разъяснения.

Знание требований классификации автомобилей убережет их покупателей от неожиданностей на границе.

Изменения в конструкции автомобиля, выполненные после его производства и продажи (демонтаж сидений, средств безопасности либо приспособлений для крепления средств безопасности, замена полов, закрытие окон заглушками с помощью болтов либо посредством сварки и т. д.) не приводят к изменению категории ТС с пассажирского (грузопассажирского) на грузовой при классификации для таможенного оформления независимо от того, указаны эти изменения в свидетельстве о регистрации или нет.

Свидетельство о регистрации ТС с указанием категории «грузовой автомобиль», который по результатам таможенного осмотра имеет признаки механического ТС товарной позиции 8703 (легковой), не может быть основанием для классификации в товарной позиции 8704 (грузовой).

В товарной позиции 8703 (легковые) «грузопассажирский автомобиль – фургон» определяется как ТС, имеющее максимум 9 мест для сидения (включая водителя), внутреннее пространство которого может без изменений использоваться как для перевозки людей, так и грузов. Основные признаки, по которым определяется возможность перевозки пассажиров и груза:

  • наличие постоянно установленных сидений с устройствами обеспечения безопасности (ремнями), для каждого пассажира;
  • наличие дверей с окнами (скользящих, открывающихся наружу либо поднимающихся вверх, в боковых панелях и в задней части кузова);
  • отсутствие стационарной панели либо перегородки между зоной водителя с пассажирами и задней зоной, которая может использоваться как для перевозки пассажиров, так и грузов;
  • наличие признаков комфорта и отделки салона, аксессуаров, присущих пассажирским салонам (ковровые покрытия, вентиляция, внутреннее освещение).

Эти признаки учитываются таможней для ТС полной массой до 5 тонн.

Грузовой фургон

«Фургоны» – ТС, оборудованные одним рядом сидений, в которых нет стационарных мест для креплений и специальных приспособлений для установки кресел и ремней безопасности в задней зоне, независимо от того, установлена ли стационарная перегородка между зонами для перевозки пассажиров и перевозки грузов, а также от того, имеются ли окна в задней панели, классифицируются как грузовые (т. п. 8704).
Если же они оборудованы больше чем одним рядом сидений, то должны отвечать критериям для т. п. 8703 – легковые авто.

Пикап

В «пикапах», как правило, больше одного ряда сидений и две отдельные части: кабина закрытого типа для пассажиров и отдельная либо закрытая платформа – для грузов.

Однако такие ТС должны классифицироваться как грузовые (код 8704), если максимальная внутренняя длина пола той части, которая предназначена для перевозки грузов, составляет более 50% длины колесной базы ТС, либо если ТС имеет более 2 осей.

Тип транспортного средства по ПТС – налог по категории ТС

Отличие легкового автомобиля от грузового

  • 1. Категории транспортных средств
  • 2. Определение категории

От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, тяга, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

Категории транспортных средств по ПТС перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

Определение категории

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС).

Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г.

№ 3-3-06/1769.

Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий ТС можно выделить пять:

1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относится автомобиль: к легковым или грузовым. Тип ТС по ПТС указан «грузовой», категория – «В»?

Автомобиль относится к категории грузовых транспортных средств.

Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству.

Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г.

МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Поэтому в рассматриваемой ситуации рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС.

Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспорта, которая приводится в строке 2 ПТС.

Второй знак цифрового обозначения модели ТС указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

В тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какому типу транспортных средств по ПТС при расчете транспортного налога относятся автокраны на базе грузовых автомобилей: к самоходным машинам или к грузовым автомобилям?

Автокраны относятся к категории грузовых автомобилей.

Автокраны, смонтированные на базе грузовых автомобилей, относятся к категории грузовых транспортных средств. Такой вывод можно сделать на основании данных таблицы, в которой приведен сравнительный анализ категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).

Ситуация: к какой категории ТС при расчете налога относятся автомобили УАЗ-3962, УАЗ-2206 категории «В»: к автобусам или легковым автомобилям?

Категорию транспортного средства определите по данным, указанным в паспорте транспортного средства.

Рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа ТС, указанного в строке 3 ПТС (письма Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1). Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС.

Второй знак цифрового обозначения модели транспорта указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г.

№ СА-4-7/6024.

Если тип транспортного средства («грузовой», «легковой», «автобус» и т. п.) определить невозможно, обратитесь к Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООК и по классификации Конвенции. В Сравнительной таблице автобусы относятся к категории «D».

Следовательно, если в ПТС санитарного фургона указана категория «B», то он не является автобусом.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается, что категория «В», указанная в ПТС автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-2206, подтверждает классификацию этого транспорта как легкового автомобиля (см., например, определение ВАС РФ от 20 февраля 2007 г.

№ 1369/07, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. № Ф04-6867/2006(27536-А81-15), Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. № А58-3798/08-Ф02-869/09, Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. № А05-1765/2006-13).

В тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся карьерные самосвалы «БелАЗ»?

Карьерные самосвалы «БелАЗ» относятся к категории других самоходных ТС, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. Об этом сказано в письмах Минфина России от 27 июня 2008 г. № 03-05-05-04/12, от 31 мая 2006 г. № 03-06-04-04/21.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 31 января 2007 г. № 29/07, постановления Уральского округа от 22 октября 2007 г. № Ф09-8633/07-С3, от 26 марта 2007 г. № Ф09-1943/07-С3).

Источник: http://nalogobzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/transportnyj_nalog/kak_opredelit_kategoriju_transportnogo_sredstva_dlja_rascheta_naloga/6-1-0-208

Юрист Михайлов
Добавить комментарий