Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

Относительно установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

Как оформляются участки из частной собственности на праве сервитута под размещение промышленных объектов?

На частную собственность может быть установлен частный сервитут либо публичный сервитут. Публичный сервитут размещение промышленных объектов не предусматривает.

Частный сервитут содержит не закрытый перечень случаев, когда может быть использован земельный участок на условиях сервитута. В рамках Гражданского кодекса РФ размещение такого объекта прямо не запрещено.

Однако, по мнению Департамента недвижимости, строительство объектов капитального строительства на условиях сервитута допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Какова величина арендной платы по договорам аренды и соразмерной платы при заключении сервитута? Каковы способы регулирования?

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со статьей 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопрос определения размера арендной платы и платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется гражданским законодательством и определяется сторонами самостоятельно исходя из принципа свободы договора.

Пунктом 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сервитут может быть срочным или постоянным. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.26 Кодекса в заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 39.35 Кодекса соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать в том числе срок действия сервитута.

Учитывая изложенное, прошу разъяснить, вправе ли уполномоченный орган в порядке, установленном статьей 39.26 Кодекса, заключать соглашения об установлении постоянного сервитута (без указания срока действия) в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный – без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса РФ).

Однако Земельный кодекс РФ содержит ряд исключений из общего правила. Например, срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

К числу таких исключений относятся и случаи установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Так, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать срок действия сервитута.

Исключений из данного правила главой V.3 Земельного кодекса РФ не предусмотрено. Таким образом, исходя из положений пункта 4 статьи 23 во взаимосвязи с подпунктом 5 пункта 1 статьи 39.

25 Земельного кодекса РФ, установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, носит срочный характер и обусловлено необходимостью определения срока его действия.

Допускается ли законодательством РФ заключение соглашение о сервитуте для целей, предусмотренных ст.39.23 ЗК РФ, на часть лесного участка без постановки на государственный кадастровый учет лесного участка или его части на период размещения объектов недропользования и линейных объектов?

Положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации применяются в равной степени в отношении земель всех категорий, в том числе и в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда с учетом требований, установленных законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Требуется ли разработка проекта освоения лесов лицам, обладающим правом ограниченного пользования (сервитут) на часть лесного участка? Требуется ли соблюдение дополнительных условий (подачи лесной декларации и др.

) до начала использования лесного участка лицами, обладающими правами ограниченного пользования на него? Возможно ли осуществление рубки по основаниям п.п. 1 – 4 ч. 1 ст.

21 Лесного кодекса РФ на лесном участке лицами, обладающими правом ограниченного пользования на него?

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержден приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 (далее – приказ № 223).

Пунктом 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных данным приказом, предусматривается, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Источник: http://icped.ru/voprosi-i-otveti/trud/otnositelno-ustanovleniya-servituta-v-otnoshenii-zemelnogo-uchastka/

Право собственности и землепользования (А. Нуржанов, судья суда г. Актобе)

Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

Право собственности и землепользования

А. Нуржанов,

судья суда г. Актобе

Термин «сервитут» определяется в ст. 67 Земельного кодекса РК как право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком. Также в ст. 69 Кодекса установлено разделение сервитутов на частные и публичные. Это деление имеет большое значение при разрешении судами споров, связанных с установлением сервитутов.

Если публичный сервитут устанавливается властным путем, указанием в решении местного исполнительного органа на обременение предоставляемого земельного участка сервитутом, то частный сервитут устанавливается на основании заключаемого договора, и потому к нему относимы все общие положения о договоре (гл. 22-24 ГК РК).

В частности, порядок заключения такого договора предполагает соблюдение досудебной процедуры – направление стороне предложения заключить договор, и только при отказе – обращение в суд.

Следует учитывать, что к договору об ограниченном целевом пользовании чужим земельным участком применяются положения ст. 399 ГК РК, регулирующей случаи, когда заключение договора является обязательным. Такой вывод следует из содержания ст.

67 Земельного кодекса, согласно которой в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Обязанность предоставить такое право не должна пониматься в качестве безвозмездной и вечной. Сервитут предоставляется за плату и не навечно. Существенными условиями договора об установлении частного сервитута являются: площадь той части чужого земельного участка, которая предоставляется для целевого ограниченного пользования; цель, для которой предоставляется сервитут; размер платы.

В Законе РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разделяются такие понятия, как «личный сервитут» и «сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости».

Сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости определяется как сервитут, устанавливаемый в пользу собственника (иного правообладателя) другого, как правило, соседнего недвижимого имущества, для удовлетворения его нужд, в том числе для прохода, проезда, проведения воды и других целей (п. 29 ст. 1 Закона).

Личный сервитут определяется как сервитут в пользу определенного лица, не связанный с обладанием им господствующего объекта недвижимости (п. 4 ст. 1 Закона).

Судам необходимо иметь в виду, что в зависимости от срока действия, содержания и цели сервитута, от того, является ли сервитут частным или публичным, Закон «О государственной регистрации…» рассматривает сервитуты в одном случае как право, в другом – как обременение, в третьем случае – как преимущественные интересы.

Такое разделение имеет для судов практическое значение. Так, согласно ст. 4 «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее года подлежит обязательной государственной регистрации.

Следовательно, такой сервитут рассматривается как право, подлежащее обязательной государственной регистрации. При этом под господствующим объектом недвижимости понимается объект недвижимого имущества, собственник (иной правообладатель) которого имеет право ограниченного целевого пользования чужим недвижимым имуществом (п.

30 ст. 1 Закона).

Напротив, в ст. 5 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут, устанавливаемый на срок менее года, рассматривается как подлежащее обязательной госрегистрации обременение.

Ст. 8 того же Закона устанавливает, что права (обременения прав), которые возникают на основании нормативных правовых актов, в том числе право нахождения на не закрытых для общего доступа земельных участках и проходов через них, публичный сервитут рассматривается Законом как преимущественный интерес, который не подлежит обязательной государственной регистрации.

Судам также следует иметь в виду, что в силу положений п. 9 ст.

24 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» при регистрации прав (обременении прав), устанавливаемых на часть недвижимого имущества, правоустанавливающий документ (об аренде, сервитутах, безвозмездном пользовании имуществом и другие) должен содержать подробное описание части имущества, являющейся сферой распространения права (обременения права). В необходимых случаях к заявлению должен быть приложен технический паспорт или идентификационный документ, на котором показана часть недвижимости, являющаяся объектом права (обременения права).

Аналогичные положения содержит также и ст. 41 Закона, где указано, что сфера распространения сервитута определяется путем описания в правоустанавливающем документе либо в необходимых случаях к документам, предусмотренным п. 2 ст.

21 настоящего Закона, прилагается копия идентификационного документа на земельный участок и (или) технического паспорта объекта недвижимости, на котором показана сфера действия сервитута.

Если сфера действия сервитута не определена путем его описания или указания на копии идентификационного документа на земельный участок или технического паспорта объекта недвижимости, сервитут распространяется на весь объект недвижимости.

В п. 3 ст. 69 Земельного кодекса РК предусмотрено, что частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки, а в п. 3 ст.

67 – что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.

П. 5 ст. 69 Земельного кодекса предусмотрено, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК. Надо полагать, речь здесь идет не об одноразовой плате, а о периодических платежах.

Помимо этого п. 3 ст. 69 Кодекса устанавливает, что субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Наконец, для некоторых случаев установления публичного сервитута Земельный кодекс вводит достаточно интересное правило, когда при неразрешимом противопоставлении публичного сервитута частному праву на землю законодатель, исходя из приоритета публичных интересов, принимает сторону этих интересов в ущерб интересам частника.

Следует отметить, что правила взимания оплаты при установлении публичного сервитута существенно отличаются от правил взимания ее при частном сервитуте. П. 7 ст.

69 Земельного кодекса РК устанавливает, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату только в том случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Определять, насколько существенными являются затруднения, должны суды.

В частности, п. 7 ст.

69 Кодекса предусмотрено, что в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности – другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 67 Земельного кодекса РК в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами РК, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Согласно п. 1 ст. 69 Кодекса частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях – от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать на основании решения суда. При этом суд рассматривает только вопрос об установлении сервитута, а в соответствии с п. 2 ст. 69 Кодекса сам порядок частного сервитута решается между сторонами путем заключения договора.

Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов. Согласно п.п. 3, 5 ст. 69 Кодекса субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК.

Источник: https://www.zakon.kz/4988513-pravo-sobstvennosti-i-zemlepolzovaniya.html

Новости

Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения.

Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута – решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН.  При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута,  вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом – посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

– деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;  в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

– не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

– обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

http://rosreestr.ru/

http://.com/public49884202

Источник: http://ocherskiy.ru/Novosti/Novosti/2019/06/11/212855/

Подлежат ли государственной регистрации сервитуты

Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

Ростислав Коваленко Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает, что в соответствии с действующим законодательством сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В связи с вступлением в силу с Неизменным остается требование о возможности проведения государственной регистрации только в отношении учтенной в Едином государственном реестре недвижимости части земельного участка.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Вебинар Правовое регулирование сделок с недвижимостью. Новое в регистрации недвижимости

  • Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года
  • Регистрация сервитута
  • Регистрация и пользование сервитутом
  • Статья 27. Государственная регистрация сервитутов
  • Государственная регистрация земельного сервитута: необходимые документы и нюансы процедуры
  • Государственной регистрации подлежит сервитут

Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

Как правило, суть проблемы заключается в осуществлении общественно-важных работ если речь о публичном сервитуте на территории частной собственности или в невозможности полноценного использования одного объекта недвижимости участка земли или здания без частичной эксплуатации другого, соседнего с ним в этих случаях вводится частный сервитут.

В случае если сервитут земельного участка был установлен ранее, то есть до открытия в Реестре раздела на этот земельный участок, запись о регистрации сервитута производится на основании правоустанавливающего документа, в котором имеются данные об ограничениях или обременениях, соответствующих понятию сервитута, и не может быть произведена на основании данных, содержащихся в кадастровом или ином плане земельного участка. Вышеуказанный правоустанавливающий документ должен соответствовать определенным требованиям, то есть содержать информацию о субъектах, в пользу которых сервитут установлен, об обремененном объекте недвижимости, о сфере действия и целях установления сервитута. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется. Пример из судебной практики. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в отсутствие зарегистрированного в интересах истца сервитута требования обеспечить беспрепятственный доступ истца в переданный ему объект недвижимого имущества незаконны см. Для прекращения бессрочного сервитута необходимо подать совместное заявление обеих сторон лица, чьи права обременяются, и лица, в пользу которого устанавливалось обременение о прекращении права ограниченного пользования земельным участком и о снятии обременения. При вынесении дела на рассмотрение в суд основным документом для проведения записи в Росреестре служит решение суда. Оно предоставляется в виде двух копий, заверенных гербовой печатью, с отметкой о вступлении решения в законную силу. Общим для всех участников должно быть заявление о госрегистрации сервитута, образец и бланк которого вы можете скачать ниже. В этом документе указывается от чьего имени устанавливается сервитут или записывается наименование юридического лица, а также контактные данные. Если оформление происходит по доверенности, то указывается ФИО представителя с информацией по нему. Если сервитут относится ко всему земельному участку, представление кадастрового плана земельного участка не требуется;. Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Кадастровый учет части земельного участка при этом проводится одновременно с регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления. В указанном случае вместе с соглашением об установлении сервитута заявителем должен быть представлен межевой план на образование части земельного участка. При наличии указанных условий установление сервитута в отношении части такого земельного участка допускается без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка межевого плана, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории п. В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации, пунктом 31 части 2 статьи Для внесения в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости сведений о сервитуте, необходимо подготовить межевой план на образование части земельного участка, подготовленный в соответствии с требованиями Закона о регистрации и Приказа Минэкономразвития России от Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства. Еще один случай, когда установленный сервитут не надо регистрировать, связан с переходом обремененного земельного участка по наследству. В этом случае для имущества действует принцип следования, когда вместе с недвижимостью к наследнику переходят права на нее, а также все наложенные обременения. В том случае, если один или оба участника соглашения не могут лично подать документы о регистрации сервитута, это могут сделать их представители по доверенности. Для этого в пакет документов, подаваемых в Росреестр, должна быть включена нотариально заверенная доверенность, срок действия которой не истечет до момента завершения процедуры регистрации, а в тексте этого документа должны быть зафиксированы все те полномочия, которыми доверенное лицо наделено волей доверителя. Оценка статьи:. Пока оценок нет.

Регистрация сервитута

У нас на участке расположено 2 дома. Соседи по суду выделили свой дом в отдельный адрес. По решению суда им в собственность была выделена только площадь под домом,а для обслуживания на 1 метр вокруг дома был наложен в их пользу сервитут.

Для чего нужен сервитут? Особые права на использование чужого земельного участка или строения практически всегда устанавливаются в связи с жёсткой необходимостью.

Как правило, суть проблемы заключается в осуществлении общественно-важных работ если речь о публичном сервитуте на территории частной собственности или в невозможности полноценного использования одного объекта недвижимости участка земли или здания без частичной эксплуатации другого, соседнего с ним в этих случаях вводится частный сервитут.

В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества права на имущество подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Регистрация и пользование сервитутом

Как правило, суть проблемы заключается в осуществлении общественно-важных работ если речь о публичном сервитуте на территории частной собственности или в невозможности полноценного использования одного объекта недвижимости участка земли или здания без частичной эксплуатации другого, соседнего с ним в этих случаях вводится частный сервитут.

В случае если сервитут земельного участка был установлен ранее, то есть до открытия в Реестре раздела на этот земельный участок, запись о регистрации сервитута производится на основании правоустанавливающего документа, в котором имеются данные об ограничениях или обременениях, соответствующих понятию сервитута, и не может быть произведена на основании данных, содержащихся в кадастровом или ином плане земельного участка. Вышеуказанный правоустанавливающий документ должен соответствовать определенным требованиям, то есть содержать информацию о субъектах, в пользу которых сервитут установлен, об обремененном объекте недвижимости, о сфере действия и целях установления сервитута. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется. Пример из судебной практики. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в отсутствие зарегистрированного в интересах истца сервитута требования обеспечить беспрепятственный доступ истца в переданный ему объект недвижимого имущества незаконны см. Для прекращения бессрочного сервитута необходимо подать совместное заявление обеих сторон лица, чьи права обременяются, и лица, в пользу которого устанавливалось обременение о прекращении права ограниченного пользования земельным участком и о снятии обременения. При вынесении дела на рассмотрение в суд основным документом для проведения записи в Росреестре служит решение суда. Оно предоставляется в виде двух копий, заверенных гербовой печатью, с отметкой о вступлении решения в законную силу.

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Установленный земельный сервитут должен быть зарегистрирован, так как является одним из вариантов вещных прав, означающих использование участка , находящегося в привилегированном положении, для улучшения положения других участков, находящихся по соседству. Правила регистрации такого обременения рассматриваются в Гражданском и Земельном Кодексе Российской Федерации.

Земельный Кодекс допускает возможность установления обременения на земельный участок, если целью такого обременения становится обеспечение нормальных условий существования, а также полноценного функционирования других участков, чье положение хуже, но может улучшиться за счет установления режима использования в определённых целях соседнего участка.

Что же касается Гражданского Кодекса, то он в положениях, закрепленных в статьях , формулирует основные принципы действия сервитута как особого вещного права , формирующего обременение и режим особого использования для подчиненного надела.

По общему правилу, распространяющемуся на все действующие в современном государстве права, сервитут как вещное право должен проходить обязательную регистрацию.

Правовое понятие сервитута закреплено в части 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации от Согласно вышеуказанных норм закона, собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка соседнего участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком сервитута.

Подлежит ли государственной регистрации сервитут на земельный участок сроком до 1 года. Ответ на данный вопрос зависит от вида сервитута. К примеру, если устанавливается сервитут до 3-х лет в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности ст.

Государственная регистрация земельного сервитута: необходимые документы и нюансы процедуры

Сервитут — оформленное право ограниченного использования чужой земли по определённому назначению. Ситуаций, в которых может потребоваться оформление такого права существует огромное множество, поэтому законодательно предусмотрено наличие разных видов данного права.

Рассмотрим, подлежат ли сервитуты государственной регистрации и в каких случаях и как происходит регистрация сервитута на земельный участок.

Как правило, суть проблемы заключается в осуществлении общественно-важных работ если речь о публичном сервитуте на территории частной собственности или в невозможности полноценного использования одного объекта недвижимости участка земли или здания без частичной эксплуатации другого, соседнего с ним в этих случаях вводится частный сервитут.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как присвоить кадастровый номер?

Источник: https://uraspect.ru/pravovie-voprosi/podlezhat-li-gosudarstvennoy-registratsii-servituti.php

Росреестр: Итоги «горячей линии» по вопросам установления и регистрации сервитута

Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

Росреестр/pixabay.com

Представляем Вам поступившие вопросы с разъяснениями специалистов учреждения.

Вопрос: Что такое сервитут?

Ответ: Сервитут — это ограниченное право пользования земельным участком, не принадлежащим лицу или лицам на праве собственности.

Есть два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц. Например, у вашего участка нет выхода к дороге общего пользования и попасть на нее вы можете только через участок, который находится рядом. В таком случае возникают основания предоставить вам право проезжать по участку вашего соседа.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Вопрос: Как устанавливается частный и публичный сервитут?

Ответ: Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования
(пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Вопрос: Является ли сервитут платным?

Ответ: Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком, плата может быть установлена как по соглашению сторон, так и на основании судебного акта в случае недостижения соглашения.

Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута, и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Вопрос: Подлежит ли сервитут государственной регистрации?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса, п. 9 с. 23 Земельного кодекса сервитуты (в том числе публичные) подлежат государственной регистрации.

Вопрос: Кто может обратиться за государственной регистрацией сервитута?

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

Вопрос: Как вносится запись о государственной регистрации сервитутов в ЕГРН?

Ответ: Особенности внесения в ЕГРН записей о государственной регистрации сервитутов регламентированы главой 6.5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута лица, в пользу которого установлен сервитут, или собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, и лица,
в пользу которого установлен сервитут, в реестр прав на недвижимость вносятся:

— запись о вещном праве — государственной регистрации сервитута как вещного права;

— запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута как ограничении права и обременении объекта недвижимости.

В случае установления публичного сервитута на земельный участок
в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

При внесении записей об ограничении (обременении) указываются:

— вид ограничения: слово «сервитут»;

— предмет сервитута: объект (если сервитут относится к части объекта недвижимости, также указывается учетный номер такой части);

— срок, который указывается посредством внесения даты начала и окончания сервитута или даты начала сервитута и его продолжительности либо слов «Срок не определен», когда срок сервитута не определен;

— условия сервитута;

— лицо (объект), в пользу которого установлен сервитут: данные
о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово «Публичный», когда сервитут является публичным.

При переходе права собственности на объект недвижимого имущества, обремененный сервитутом, в запись об ограничении (обременении)
со статусом «актуальная» изменения не вносятся.

Вопрос: Как осуществляются государственная регистрация
и государственный кадастровый учет в связи с установлением сервитута?

Ответ: Согласно пункту 4 части 3 статьи 14, части 4 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с образованием части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, осуществляются одновременно.

Вопрос: Особенности кадастрового учета при установлении сервитута
в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?

Ответ: Согласно пункту 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрациив отношении части земельного участка, находящегося в государственной

или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.

Кадастровая палата по Москве (филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве) — обособленное подразделение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Кадастровая палата по Москве реализует на территории Москвы полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра» по приему-выдаче документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Источник: http://nashe-severnoetushino.ru/rosreestr-itogi-goryachey-linii-po-voprosam-ustanovleniya-i-registratsii-servituta/

Юрист Михайлов
Добавить комментарий