Швейцария форма правления и государственное устройство

Территориально-государственное устройство

Швейцария форма правления и государственное устройство

Швейцария состоит из 26 кантонов. Конституция 1848 года предполагала более сложное территориальное деление: существовали 23 кантона, 3 из которых делились на полукантоны: Унтервальден состоял из Обвальден и Нидвальден, Базель — из Базель-Штадт и Базель-Ланд, Аппенцелль — из Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцелль-Иннерроден.

В конституции 1999 года не упоминаются понятие «полукантон», а также кантоны Унтервальден, Базель и Аппенцелль.

Тем не менее в современной Швейцарии перечисленные 6 кантонов имеют по одному месту в Совете кантонов и 1/2 кантонального голоса во время референдумов, поэтому в их отношении продолжает неофициально использоваться название «полукантон».

В Швейцарскую Конфедерацию входят следующие кантоны: Ааргау; Аппенцелль-Ауссерроден; Аппенцелль-Иннерроден; Базель-Ланд; Базель-Штадт; Берн; Вале; Во; Гларус; Граубюнден; Женева; Золотурн; Люцерн; Невша-тель; Нидвальден; Обвальден; Санкт-Галлен; Тичино; Тургау; Ури; Фрибур; Цуг; Цюрих; Шафхаузен; Швиц; Юра.

Кантон Юра был создан в Швейцарии в 1979 года из нескольких франкоязычных районов кантона Берн. В начале 1970-х годов их желание отделиться вызвало протест со стороны немецко-язычного населения Берна, однако после ряда референдумов ситуацию удалось направить в мирное русло, и на карте страны появился новый субъект федерации.

На федеральном уровне интересы кантонов представляет верхняя палата парламента — Совет кантонов, в который входят по два представителя от каждого кантона, кроме шести бывших полукантонов, которые имеют по одному представителю (всего 46 человек).

Они избираются кантонами на четырёхлетний срок.

Принцип формирования Совета кантонов часто становится объектом критики из-за того, что и густо- и малонаселённые кантоны (например, Берн и Юра) имеют одинаковое число представителей, иными словами, отсутствует пропорциональная система.

При этом верхняя палата парламента в Швейцарии по сравнению с другими европейскими федерациями (например, с Германией или Австрией) имеет большее значение для определения политического курса страны: для одобрения любого законопроекта требуется согласие обеих палат Федерального собрания.

Законодательная власть в разных кантонах представлена Большим советом, Советом кантона или Советом земли. Правительство кантона является исполнительным органом субъекта федерации, а судебная власть представлена Судом кантона.

В сферу компетенции федерального центра входят вопросы внешней политики, гражданского и уголовного права, организации армии, гражданской обороны, социальной политики, транспорта, спорта и политики в области финансов. К сфере компетенций кантонов относятся вопросы образования, здравоохранения, культуры, деятельности церкви, организации территории и полицейского контроля.

Каждый кантон имеет собственную демократическую конституцию (ст. 51).

Кантоны могут заключать друг с другом договоры и создавать межкантональные институты в случае, если это не противоречит законам или интересам государства (ст. 48).

Также они могут развивать межрегиональные связи с регионами иностранных государств и при посредничестве центра, действующего от их имени, заключать договоры с иностранными государствами.

←   Назад  |   Территориально-государственное устройство   |   Вперёд   →

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/1908.html

Швейцария форма правления и государственное устройство

Швейцария форма правления и государственное устройство

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

В период 1950–1990 экономика стабильно развивалась, безработица удерживалась на низком уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским Национальным банком, а спады деловой активности были непродолжительными.

Экономический спад, охвативший большинство стран Европы в начале 1990-х годов, сказался и на Швейцарии: безработица достигла наивысшего уровня после 1939, темпы инфляции возросли.

Но уровень жизни в стране оставался по-прежнему очень высоким.

Действует федеральная конституция 1848, переработанная в 1874. Глава государства и правительства — президент Конфедерации, избираемый на год правительством из числа членов правительства — федеральных советников. Законодательный орган — двухпалатное Федеральное собрание (Национальный совет из 200 депутатов и Совет кантонов из 46 депутатов).

Национальный совет избирается прямым тайным анием по пропорциональной системе сроком на 4 года. Совет кантонов избирается по мажоритарной системе (кроме кантона Юра) по 2 депутата от кантона и 1 от полукантона.

В некоторых кантонах депутаты в Совет кантонов избираются на сессии кантональных парламентов, в других их избирает население прямым анием.

Политическое устройство швейцарии

Швеция — страна невысоких гор и холмистых равнин. На северо-западе расположены горы с самой высокой вершиной. Швеции — горой. Кебнекайсе (2111 м). На востоке находится. Нормандское плато, занимающее почти поло овину территории страны. Плато пересекают полноводные реки, которые впадают в.

Ботнический залив. Русла год проходят линями тектонических разломов, образуя длинные узкие озера и высокие водопады. Половину шведс ькои территории покрывают таежные леса. Менее 10% приходится на сельскохозяйственные угодья. Тысячи островов лежат вдоль изрезанного морского берега. Крупные острова в.

Балтийском море. Эланд и. Готлан д, а также тысячи островов, определяют все побережье страны. Это очень большое количество чистейших рек и озер, среди которых необходимо выделить крупнейшие озера -. Венерн,.

Все законопроекты, которые принимаются парламентом, могут утверждаться или отвергаться референдумом на основе всенародного собрания, для проведения которого нужно собрать 50000 подписей в срок до трех месяцев.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только с разрешения референдума, который собирается всенародно. Избирательным правом наделяются все граждане государства, которым исполнилось 18 лет.

Швейцария является федеративной республикой. Последняя редакция швейцарской конституции была принята Парламентом страны в 1999 году. Швейцария как государство сформировалась к концу XVII века на базе трех кантонов, так называют в Швейцарии автономные области-участников конфедерации.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства — монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха.

Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя.

В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии. Официальное название Швейцарии — Швейцарская Конфедерация, которая является государством, расположенным в западной европейской части.

С северной стороны Швейцария имеет границы с германским государством, с южной — граничит с Италией, с западной — с Францией, с восточной – с княжеством Лихтенштейн и Австрийским государством.

Швейцария сочла, что отказ от вступления в ООН – лучший способ сохранить свое независимое положение нейтральной страны при постоянно меняющемся соотношении сил на мировой арене. Такое решение укрепило позиции Швейцарии в международной политике.

Эта страна является членом нескольких организаций ООН: Международного суда, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Швейцария оказывает значительную помощь развивающимся странам.

Государственное устройство Швейцарии. История Швейцария. Особенности культуры Швейцарии. Экономика Швейцарии. Население Швейцарии.

Швейцария — страна противоречий. Здесь говорят на четырёх языках, живут в двадцати шести исторически сложившихся кантонах, отличающихся друг от друга.

Значительная часть её населения — это культурные, этнические, религиозные и языковые меньшинства. До середины прошлого века Швейцарию не раз потрясали войны за власть и религиозные войны.

В стране нет никаких полезных ископаемых и нет выхода к морю. До середины XIX в.

Согласно конституции страны, федеральные власти ведают лишь глобальными вопросами, к которым относится армия, денежные вопросы, в том числе и денежная эмиссия, война и мир, финансы, транспортное сообщение, а также формирование федерального бюджета.

Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии.

Органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи советников федерализации, где каждый из них представляет собой главу одного из министерств. Два советника из этого количества исполняют президентские права конфедерации и, соответственно, права вице-президента.

В Федеральном совете имеется и должность канцлера, который руководит его аппаратом и наделен правом совещательного голоса.

Еще по теме Формы государственного устройства и правления:

Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти.

Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска.

(Германия по конституции 1871 года, Япония по конституции 1889 года, Россия после 17 октября 1905 года — “Конституционная монархия под самодержавным царем”) — сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.

Высшим исполнительным органом является Федеральный совет (правительство), состоящий из 7 федеральных советников. Их избирает федеральное собрание каждые 4 года (все 7 равны в правах и решения принимать на коллегиальной основе). Каждый федеральный советник руководит одним из семи федеральных департаментов.

Швеция — официальное название. Королевство. Швеции (Konungariket Sverige) расположена в. Северной. Европе, занимает восточную часть. Скандинавского полуострова, столица. Стокгольм (Stockholm). На западе граничит с норв вегиею, на северо-востоке — с. Финляндией. С востока и юга омывается.

Балтийским морем и. Ботнического залива, с юго-запада — проливами. Каттегат и. Скагеррак, соединяющих. Балтийское и. Север не моря. Пролив. Эресунн, отделяющий. Швецию от. Дании, в самом узком месте составляет всего 3,4 км. В состав. Швеции входят два крупных острова в. Балтике -. Готланд и.

Эланланд.

Национальный совет насчитывает 200 депутатов, которые выбираются один раз в 4 года на всеобщих выборах. Сегодня в состав Швейцарской федерации входят 26 субъектов: 20 кантонов и 6 полукантонов. Каждый субъект конфедерации имеет собственную конституцию и собственный свод законов, однако федеральные законы имеют преимущество над местными.

Государство обладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

В настоящее время вопрос формы государства становится особенно актуальным для юридической науки в нашей стране.

В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей, как результате пресловутой «укреплении вертикали власти».
Швейцария бедна природными ресурсами, если не считать гидроэнергии.

Тем не менее, это процветающая страна, во многих отношениях самая богатая в Европе, прежде всего благодаря высокому развитию обрабатывающей промышленности и сферы услуг (особенно большое значение имеет туризм).

Государственно — территориальное устройство швейцарии

И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Высший исполнительный орган Швейцарии — Федеральный совет, в состав которого входят министры, возглавляющие каждый свой департамент. Главой государства является Президент, избираемый на ротационной основе из числа депутатов Федерального совета.

Высший исполнительный орган Швейцарии — Федеральный совет, в состав которого входят министры, возглавляющие каждый свой департамент. Главой государства является Президент, избираемый на ротационной основе из числа депутатов Федерального совета.

Длина сухопутных границ — 2205 км: 586 км с. Финляндией и 1619 км с. Норвегией. Длина береговой линии — 3218 км. Территория простирается с севера на юг на 1572 км, с запада на восток — 499 км. Ц. Это объясняет различия в климате и флоре и фаунуні.

Государственное устройство швейцарии

Последняя редакция швейцарской конституции была принята Парламентом страны в 1999 году. Швейцария как государство сформировалась к концу XVII века на базе трех кантонов, так называют в Швейцарии автономные области-участников конфедерации. Страна выходит к.

Балтийскому морю значительной своей частью. Выход государства к морю формирует комплекс дополнительных туристических ресурсов, которые можно использовать в национальном туристическом производстве (м морские ландшафты).

При этом протяженная береговая линия с большим количеством бухт и заливов дает стране перспективы как направления водного туризма. Выход территории страны к.

Балтийскому морю — важнейшая оз приказом ее экономико-географического положения межконтинентальной морским путем страна соединена со всеми странами. Балтии, что составляет основу ее экономического и туристического развитияитку.

Для постижения такого сложного социального института как государство в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства.

Какая форма правления у швейцарии

С окончанием Второй мировой войны Лига наций прекратила свое существование.

Швейцария приняла решение не вступать в новосозданную Организацию объединенных наций (ООН) и приобрела статус наблюдателя, что позволило разместить в Женеве европейскую штаб-квартиру и несколько специализированных организаций ООН, включая Международную организацию труда и Всемирную организацию здравоохранения.
Территория республики имеет два анклава, которые являются собственностью Германии и итальянского государства. До 1848 года Швейцария считалась конфедерацией.

Высший орган государственной власти Швейцарии — Союзное собрание. В свою очередь, Союзное собрание делится на две палаты: Национальный совет и Совет кантонов. Полномочия этих двух палат равны, а принимаемые законы поочередно проходят одобрения обеих палат.

Таким образом, риск принятия законов, не отвечающих интересам большинства граждан, сводится к минимуму.Парламентарная монархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, то есть в восьми из восемнанадцати стран Западной Европы.

Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом.

Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра.

Источник: http://101nitka.ru/obshhestvo/7370-shveycariya-forma-pravleniya-i-gosudarstvennoe-ustroystvo.html

Государственное устройство и политическая система Швейцарии

Швейцария форма правления и государственное устройство

Швейцария — федеративная республика, в стране действует Конституция, принятая 29 мая 1874.

В состав Швейцарии входит 26 кантонов (Ааргау, Аппенцелл Ауссер — Роден, Аппенцелл Иннер — Роден, Базель — Ландшафт, Базель — Штадт, Берн, Фрибург, Женева, Гларус, Граубунден, Юра, Люцерн, Невшатель, Нидвальден, Обвальден, Санкт Галлен, Шаффхаузен, Швиц, Золотурн, Торгау, Тичино, Ури, Валлис, Вауд, Цуг, Цюрих). Наиболее крупные города (тыс. чел.): Берн, Цюрих (337,9), Женева (175), Базель (166), Лозанна (114,9).

Принципы государственного управления страной отличаются некоторыми особенностями. Глава государства и правительства (т.е. Федерального совета) — президент. С января 2003 эту должность занимает П.Кушепин (P.Couchepin), вице-президентом является Р.Метцлер (R.Metzler).

Они выбираются Федеральной ассамблеей на 1 год из членов Федерального совета (в его состав входит 7 человек), который также формируется ею, но на 4 года.

В Федеральный совет входят представители четырёх партий, набравших наибольшее число избирателей на выборах в Федеральную ассамблею (по два представителя от первой тройки партий и один — от замыкающей четвёртой).

Двухпалатная Федеральная ассамблея состоит из Государственного совета (т.е.

Совета кантонов, 46 членов, избираемых на 4 года) и Национального совета (200 депутатов избираются в результате прямого народного ания на основе пропорционального представительства на 4 года).

Последние выборы в Государственный совет состоялись в 1999 (в разные месяцы в каждом кантоне), в Национальный совет — 24 октября 1999.

Наибольшее число избирателей на последних выборах в Национальный совет было отдано: Швейцарской народной партии (SVP) — 22,6%, Социал-демократической партии (SPS) — 22,5%, Радикальной свободно-демократической партии (FDP) — 19,9% и Христианско-демократической народной партии (CVP) — 15,8%. На их долю приходится 80,8% всех избирателей («большая четвёрка» получила все места в Государственном совете).

Высшая судебная власть осуществляется Федеральным Верховным судом. Его члены выбираются Федеральной ассамблеей (на 6 лет).

Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти проявляются прежде всего в ежегодной автоматической ротации глав государства (и правительства).

 Швейцария является единственной европейской страной, в которой действует принцип «системы соответствия» общественно-политических движений.

Это позволяет представителям «большой четвёрки» политических партий, входящих в Федеральный совет, возглавлять на вполне определённый период государство и проводить свою политику.

Но, чтобы добиться успеха в реализации своей концепции, общественно-политические партии, временно находящиеся во главе государства, должны опираться на принципы постоянного компромисса. Им необходимо достигать согласия с другими членами Федерального совета, которые неизбежно также будут временно возглавлять государство.

«Система соответствия», которая вовлекает различные партии в процесс формирования общенациональных стратегических целей, предотвращает таким образом неожиданные смены концепций в общественном развитии страны, она способна амортизировать конфликты и напряжённости, которые неизбежно должны возникать в стране со многими национальными менталитетами и различными религиями. Этот процесс обычно развивается сложно и медленно, но именно он считается одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивую, политическую стабильность и идентичность в стране.

Второй особенностью можно считать функционирование принципа своеобразной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии. Эта система позволяет каждому гражданину непосредственно включиться в решение государственных проблем на кантональном и федеративном уровнях.

Для проведения народного референдума необходимо собрать не менее 50 тыс. подписей для вынесения решения по разрабатываемому законоположению и 100 тыс. — для внесения изменений в действующие правовые нормы.

При проведении всенародных референдумов необходимо обеспечение большинства не только населения, но и кантонов.

На формирование основных принципов функционирования швейцарского общества серьёзное влияние оказывают и ведущие ассоциации деловых кругов.

При этом особо выделяется Швейцарский союз промышленников и торговцев (он возник в 1870), который постоянно ориентирует основные направления стратегического хозяйственного роста страны.

Ставка делается на увеличение доли капиталоёмкой и наукоёмкой продукции в национальном производстве. Не менее существенное влияние на формирование общества оказывает Ассоциация швейцарских банкиров.

Она предпринимает огромные усилия для поддержания престижного уровня этого сектора в мировой экономике. Особенно важно при этом показать несостоятельность международного мифа о т. н. гномах Цюриха, которые в глубине своих подземелий обеспечивают «надёжную гавань» для не совсем добросовестных вкладчиков.

Основная стратегическая цель внутренней политики — обеспечение устойчивости общественно-экономического развития, стабильности политической системы и идентичности населения страны.

Важность этой проблемы определяется тем, что в рамках Швейцарской конфедерации отсутствуют единый общий язык и национальная культура.

В Швейцарии объединены три ведущие евроконтинентальные этнические группы, к каждой из которых примыкают соседние крупные страны с родственным менталитетом. Поэтому основная ставка в решении внутренних проблем делается на соблюдение равных прав меньшинств.

Важнейшим механизмом консолидации швейцарского общества считается активное использование на всех уровнях постулатов «системы соответствия».

Амортизирующая способность этого принципа государственного управления была достаточно отчётливо продемонстрирована во время интеграции в правительствующую коалицию (в рамках Федерального совета) радикально-националистической партии известного швейцарского мультимиллионера К.

Блохера. Используя популистские националистические лозунги (около 19% всего населения страны составляют иностранцы — самый высокий европейский показатель), эта партия получила на последних выборах почти 1/5 всех избирателей.

Однако выход на самый высокий уровень государственного управления представителей национал-радикалов не привёл к разрушению непоколебимой стабильности общественно-политической системы страны.

Во внешней политике наиболее радикальные сдвиги произошли в марте 2002 — Швейцария стала членом ООН. Длительные годы Альпийская Республика исходя из принципов «постоянного нейтралитета» избегала членства не только в НАТО, ЕС, но и даже в ООН.

Правда, она состояла в некоторых специализированных агентствах этой организации, нередко придерживалась вводимых ею экономических санкций. Предпринятая в 1986 попытка страны вступить в ООН была заблокирована на всенародном референдуме, 75% швейцарских граждан высказались против.

Но в марте 2002 уже более половины проало позитивно, и Швейцария стала 190-м членом ООН.

Основная причина столь решительного изменения принципов внешней политики связана с экономическими факторами. У ведущих промышленно-финансовых корпораций объём производимой продукции (и услуг) за границей уже существенно превосходит национальные показатели. В этих условиях сохранение «традиционной альпийской замкнутости» стало угрожать швейцарской конкурентоспособности на мировых рынках.

Сложнее складывается ситуация со вступлением страны в ЕС, на который приходится подавляющий объём внешнеэкономического оборота. Но, по оценке швейцарских аналитиков, это вопрос скорее политический, чем экономический.

Полагают, что около 90% всех хозяйственных проблем, возникающих от невхождения в ЕС, уже нашло своё разрешение в результате двустороннего соглашения (Швейцария — ЕС) в рамках Европейского экономического пространства.

Речь идёт прежде всего об установлении принципа свободы перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и патентов (лицензий).

Серьёзные возражения по поводу возможного вступления страны в ЕС связывают с необходимостью приспосабливать существующую швейцарскую общественно-политическую систему к европейским нормам.

Постепенное устранение основных достаточно специфичных постулатов государственного управления страной (автоматическая ежегодная ротация глав государства, «прямая демократия» через проведение всенародных референдумов и пр.) может нанести ущерб идентичности швейцарского населения, традиционной общественно-политической стабильности.

Последние опросы (2002) показали, что только 1/3 населения выступает за присоединение к ЕС, 1/3 — категорически против и, наконец, остальные считают, что «головой» они одобряют этот процесс, а вот «сердце» выступает решительно против вступления в эту организацию.

Вооружённые силы страны считаются крупнейшими в Европе. Швейцарская регулярная армия насчитывает около 360 тыс. чел. (а в условиях мобилизации может быть в течение 48 ч увеличена до 500 тыс. чел.).

В её состав входят Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, пограничная охрана и фортификационные подразделения (персонал горных бункеров). Ежегодный призыв в армию 42,6 тыс. чел. (2002). Военные расходы 2,5 млрд долл.

, что составляет 1% ВВП.

Резервный состав армии формируется на основе «милиционной системы», в соответствии с которой часть мужского населения (в возрасте 20—24 лет) регулярно призывается в качестве рекрутов на военную службу (18 недель).

Вторую группу составляют резервисты, которые могут быть призваны в условиях полной мобилизации.

Все военнообязанные получают на хранение дома обмундирование, оружие, необходимую амуницию и даже велосипед, чтобы самостоятельно прибыть в пункт назначения в полной боевой готовности.

Столь масштабная милитаризация общественной жизни Альпийской Республики опирается на вполне определённые исторические традиции.

Многовековая борьба за независимость, длительный период участия швейцарских «наёмных солдат» в качестве наиболее профессионально подготовленных кадров многих европейских армий и пр.

— всё это способствовало внедрению в общественное сознание важности военной службы для обеспечения безопасности и благополучия конфедерации. Кроме того, армия является своеобразным символом «швейцарской идентичности» жителей этой страны.

И всё же в кон. 2002 началась крупномасштабная военная реформа, согласно которой к кон. 2004 регулярная армия должна быть сокращена втрое (до 120 тыс. чел.).

Соответственно произойдёт уменьшение количества рекрутов (до 20 тыс. чел.) и резервистов (до 80 тыс. чел.). Но при этом предполагается, что военные расходы не сократятся.

Они будут в больших объёмах направляться на разработку и внедрение новейшего военного оснащения.

Источник: https://geographyofrussia.com/gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-politicheskaya-sistema-shvejcarii/

Армянинова А.А. Особенности государственного устройства Швейцарии как регионализированного государства

Швейцария форма правления и государственное устройство

Библиографическая ссылка на статью:
Армянинова А.А. Особенности государственного устройства Швейцарии как регионализированного государства // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19121 (дата обращения: 26.03.2019).

Швейцария является федеративной демократической республикой, состоящей из 26 автономных областей. Отличительной чертой ее политического устройства выступает верховенство права, децентрализация права, товарищество.

Основа парламентской системы была заложена в 1869 году, в то время когда и была принята конституция данной страны. Демократия Швейцарской Конфедерации не является ни парламентской, ни президентской, она представлена в виде собственного эталона. Существует двухпалатный парламент и Федеральный Совет.

Также особенностью является то, что члены правительства поочередно назначаются на пост президента на срок в 1 год. Но благодаря сформированной прямой демократии, население Швейцарии может воздействовать на принятие политических решений в стране.

Также страна имеет очень древние традиции государственности, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.

Как известно, главной чертой государства выступает форма государственного устройства, помогающая раскрыть методы административно-территориального деления, а так же взаимодействие всех органов власти.

Федеративное правительство выступает как самостоятельный союз: республик, штатов, земель, кантонов и др., которые называются субъектами федерации, не обладающих полной независимостью, они также лишаются права самостоятельного участия в международных соглашениях.

Но они наделяются определенной властью, которая позволяет им создавать собственные конституции.

В Швейцарии действует принцип разделения задач между политическими организациями высокого или низкого уровня:

– то, что относится ко всей Швейцарии, является ответственностью конфедерации (сюда можно отнести внешнюю и внешнеэкономическую политику, обороноспособность страны, денежные обращения, экономика, социальные страхования, налоги, и т.д.);

– то, что координируется на уровне кантона, остается компетенцией кантона (сюда относится образование, социальная сфера, строительство, здравоохранение, суды и т.д.).

Этот принцип часто называют «принципом субсидиарности». Однако данный способ все более часто называют недостаточным. Это связано со сложными проблемами современного государства.

Перестройка народного образования, охрана окружающей среды, строительство, обеспечение динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики – это то, что должно решаться в государственных рамках, то есть преобразуется в совместную работу (сотрудничество) и взаимодействие.

Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти заключается в том, что ежегодно проходит автоматическая смена и чередование глав государства.

Швейцария является единственным государством, в котором функционирует принцип «системы соответствия» политических движений, что позволяет определенному лицу возглавлять на установленный период государство и проводить свою политику.

«Система соответствия», вовлекающая разные партии в процесс формирования национальных стратегический целей, предотвращает, тем самым, неожиданные смены курсов и концепций. Также она способна смягчать конфликты и напряженности, но этот процесс развивается очень медленно и трудно, однако он является одним из основных факторов, которые обеспечивают стабильную, устойчивую систему в стране.

Второй особенностью считается функционирование принципа специфичной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии. Данная система позволяет любому гражданину подключится в решение государственных проблем. Чтобы вынести решение, для проведения народного референдума, необходимо собрать не менее 50 тысяч подписей и 100 тысяч – чтобы внести изменения в действующие правовые нормы.

Согласно Конституции страны, федеральные власти занимаются лишь глобальными вопросами, к ним относятся армия, финансовые вопросы, транспорт, войны, а так же формирование федерального бюджета.

Основная цель внутренней политики – обеспечение стабильного экономического развития, устойчивой политической системы и идентичности населения страны.

Значимость данной проблемы заключается в том, что в Швейцарской Конфедерации отсутствует единый общий язык и национальная культура. Существуют три ведущие народные группы, к которым примыкают соседние крупные страны.

Поэтому основная ставка, решающая внутренние проблемы, делается на соблюдение равных прав меньшинств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что федерация (например, Швейцарская Конфедерация, как ее модификация), является одной из самых эффективных форм демократии и имеет цель не допускать антагонизма в стране.

Она позволяет защищать традиционные ценности швейцарцев: независимость субъектов, поддержание и улучшение коммун, с их различными народными составами и создание наилучшей формы управления, а также поддержание политической свободы населения.

Библиографический список

  1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия: учебное пособие. – СПб: Питер, 2004. – 215с.
  2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 483с.
  3. Ахунов Р.Р. Воспроизводственный потенциал как системообразующий элемент региональной экономики / А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической интернет-конференции, 15 мая 2014 г. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2014. – с.13-15.
  4. Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. – М.: Тесса. 2010. – 90с.
  5. Козбаненко В.А. Государственное управление. Основы теории и организации. Т.2. – М.: Статут, 2009. – 280с.
  6. Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона [Электронный текст] // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный журнал). – 2014. – №4. – URL: //eizvestia.isea.ru
  7. Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
  8. Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – С.74-80.
  9. Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / А.Р. Таймасов, З.М. Муратова, К.Н. Юсупов. – М.: КноРус, 2015. – 288с.
  10. Юсупов К.Н. Национальная экономика учебное пособие / К.Н. Юсупов, Ю.С. Токтамышева и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Армянинова Анастасия Алексеевна»

Источник: http://human.snauka.ru/2017/01/19121

Юрист Михайлов
Добавить комментарий