Закон об образовании инклюзивное образование статья 79

Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе

Закон об образовании инклюзивное образование статья 79

16-17 октября 2017 года

Оферта № 1975162-17

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012  г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273) в целях реализации права каждого человека на образование образовательными организациями должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Статья 79 ФЗ-273 обязывает профессиональные образовательными организациями и образовательные организации высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.

Профессиональные стандарты в сфере образования, предъявляющие требования к педагогическим работникам, вступают в силу 1 января 2017 года. 

Педагогические работники в зависимости от должности должны владеть соответствующими трудовым функциям профессиональных стандартов. В том числе уметь создавать специальные условий для лиц с ОВЗ, владеть специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. 

  • Чем определяется содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью и ОВЗ?
  • Что включают в себя и как создаются специальные условия для получения образования обучающимися с инвалидностью и  ОВЗ?
  • Что такое адаптированная образовательная программа и как ее разработать?
  • Как организовать учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися и (или) в отдельных классах, группах?
  • Как правильно применять дистанционные образовательные технологии для организации образовательного процесса с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ? 
  • Как выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся с инвалидностью и ОВЗ?
  • Как правильно с психологической точки зрения построить взаимодействие с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ? 

На эти и многие другие вопросы получат ответы руководители, специалисты и педагогические работники  образовательных организаций на семинаре в г.

Москве, который проводит  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРДПО») при участии представителей  Министерства образования и науки Российской Федерации.

Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе

16-17 октября 2017 года 

В программу включены следующие темы:

  • Нормативно-правовые аспекты обучения студентов с инвалидностью;
  • Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ.
  • Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с инвалидностью и ОВЗ.
  • Особенности разработки учебных материалов для студентов различных групп нозологий.
  • Разработка и применение дистанционных технологий для студентов с инвалидностью и ОВЗ.
  • Социализация студентов с инвалидностью и ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы.
  • Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ.
  • Подготовка преподавателей для работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ.

В программу будут включены и другие вопросы по желанию участников программы (вопросы направляйте на эл.адрес института). 

Преподаватели: для проведения занятий привлекаются ведущие специалисты России по проблеме инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ: Айсмонатс Б.Б. – кан. пед. наук, проф., декан ФДО МГППУ; Мартынова Е.А.

– докт. пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ЧелГУ; Рощина М.А. – канд. социол. наук, руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И.

Лобачевского и др.

 

Возможные формы участия в работе семинара:

  • очная форма;
  • дистанционная форма – в режиме вебинара. 

Участие в семинаре в режиме вебинара предполагает интернет-трансляцию докладов участников семинара. Удаленные участники получат возможность выполнять задания, получать экспертную оценку на выполненное задание, задавать вопросы докладчикам и экспертам.

Если у вас есть вопросы или вы хотите заказать обратный звонок (наши специалисты свяжутся с вами),

заполните форму Задать вопрос

Для регистрации на семинар и оформления документов на обучение необходимо на сайте ИРДПО www.irdpo.ru в разделе

Заявка на обучение заполнить и отправить форму заявки 

Стоимость обучения по программе составляет 9 900 руб. (НДС не облагается) 

Участники получают удостоверение о повышении квалификации

в рамках соответствующей обобщенной трудовой функции и уровня квалификации профстандарта, 

а также комплект информационных материалов на бумажном и электронном носителе 

Справки по телефонам: 8 (499) 236-05-16, +7 (926) 244-66-26, +7 (926) 244-16-85 

E-mail:  

И.о. Ректора ФГБОУ ДПО ИРДПО В.В. Безлепкин

Источник: https://irdpo.ru/zakon-education-ru/537-inklyuzivnoe-obrazovanie-studentov-s-invalidnostyu-i-ovz-v-vuze.html

Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Закон об образовании инклюзивное образование статья 79
11.02.2014

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

  • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
  • федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
  • правительственные (постановления, распоряжения);
  • ведомственные (Министерства образования);
  • региональные (правительственные и ведомственные).

Международные документы

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование.

В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г.

N 46-ФЗ “О ратификации Конвенции о правах инвалидов” Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Федеральные документы

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст.

18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:

«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г.

№ 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

– законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

– обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

– нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

– внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

– пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

– реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

– внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Информацию подготовили социальные педагоги РПМПК: Н.В Михайлова, Т. Г Шилова.

Источник: http://www.purimcro.ru/rpmpk/method/pedagog/500/

Обучение детей с ОВЗ

Закон об образовании инклюзивное образование статья 79
 

Реализация права на образование детей с ОВЗ

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

•международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
•федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
•правительственные (постановления, распоряжения);
•ведомственные (Министерства образования);
•региональные (правительственные и ведомственные).

Международные документы

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

создание условий для освоения социальных навыков;

обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» – http://docs.cntd.

ru/document/902344657 – Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст.

18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:

«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г.

№ 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

– законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

– обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

– нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

– внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

– пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

– реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

– внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Нормативные документы

1.      Федеральный уровень

·      ФЗ-273 « Об образовании в РФ» – http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/

Источник: http://59323s003.edusite.ru/p105aa1.html

Письмо Минобрнауки России от 14.11.2016 г. №05-616

Закон об образовании инклюзивное образование статья 79

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯСЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от14 ноября 2016 г. N 05-616

Федеральнойслужбой по надзору в сфере образования и науки разработаны и направляются дляиспользования в работе методические рекомендации дляэкспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору),лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования исоздания специальных условий для получения среднего профессиональногообразования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

А.А.МУЗАЕВ

МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕРОПРИЯТИЯХ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ),ЛИЦЕНЗИОННОМУ

КОНТРОЛЮ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГООБРАЗОВАНИЯ

И СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯСРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.Основные положения

Настоящие методические рекомендации разработаны для экспертов,участвующих в мероприятиях по государственному контролю(надзору), лицензионному контролюпо вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условийдля получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами сограниченными возможностями здоровья (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Обобразовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от29.12.

2012 N 273-ФЗ) в целях реализации права каждого человека на образованиефедеральными государственными органами, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаютсянеобходимые условия для получения без дискриминации качественного образованиялицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развитияи социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основеспециальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующиеполучению образования определенного уровня и определенной направленности, атакже социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организацииинклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно пункту7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфереобразования относится организация предоставления среднего профессиональногообразования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права наполучение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.

Целью настоящих Методических рекомендаций является соблюдение правдетей с ограниченными возможностями здоровья на получение профессиональногообразования и формирование единых подходов к проведению государственногоконтроля (надзора) в сфере образования, единой правоприменительной практики.

При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятсяследующие мероприятия:

анализ и экспертиза документов и материалов, регламентирующих получениепрофессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностямиздоровья, а также средств обеспечения образовательного процесса по вопросам,подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной,учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);

анализ условий, обеспечивающих получение профессионального образованияинвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (доступная среда).

Параметрами оценки являются “имеется/отсутствует”,”обеспечено/не обеспечено”.

При оценивании обеспечения доступности профессионального образованиядля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательнойорганизации в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образованияэкспертам рекомендовано пользоваться разработанной в настоящих Методическихрекомендациях технологической картой (приложение кнастоящим Методическим рекомендациям).

По итогам проверки экспертом делается вывод о соответствии илинесоответствии организационного обеспечения инклюзивного образования и созданияспециальных условий в профессиональной образовательной организации дляполучения среднего профессионального образования инвалидами и лицами сограниченными возможностями здоровья.

На основе представленных экспертом выводов по итогам проверкинепосредственно после ее завершения должностное лицо, уполномоченное напроведение проверки, составляет акт проверки по установленной форме.

2.Основные понятия

В Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:

адаптационная дисциплина – это элемент адаптированной образовательнойпрограммы среднего профессионального образования, направленный наиндивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующийсоциальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся сограниченными возможностями здоровья;

адаптированная образовательная программа среднего профессиональногообразования – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих илипрограмма подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обученияинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей ихпсихофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимостиобеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанныхлиц;

инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойкимрасстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиямитравм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающеенеобходимость его социальной защиты;

индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида -комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий всебя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление,компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности;

индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоениеобразовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетомособенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию длявсех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей ииндивидуальных возможностей;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо,имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующиеполучению образования без создания специальных условий;

специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитанияи развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программи методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий идидактических материалов, специальных технических средств обученияколлективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечениедоступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, идругие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательныхпрограмм обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностямиздоровья.

3.Экспертиза локальных актов профессиональной образовательной организации

При проведении проверки профессиональной образовательной организацииэксперт осуществляет анализ локальных актов, регламентирующих обеспечениенеобходимых условий для получения образования инвалидами и лицами сограниченными возможностями здоровья:

наличие в профессиональной образовательной организации структурногоподразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами илицами с ограниченными возможностями здоровья;

наличие локальных нормативных актов, содержащих нормы по организацииполучения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья иинвалидами;

ведение специализированного учета обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональнуюобразовательную организацию, обучения, трудоустройства.

Источник: http://www.ug.ru/law_article/39

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Закон об образовании инклюзивное образование статья 79

1. образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Источник: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-11/statya-79

Юрист Михайлов
Добавить комментарий